Итоговый документ

Итоговый документ Глобального форума
«Образование в области прав человека»  
(Самарканд, 5-6 декабря 2022 г.)

Самаркандский план действий по продвижению образования
в области прав человека на 2023-202
4 годы

 

Мы – участники «Глобального форума по образованию в области прав человека», включая представителей органов государственной власти, учебных заведений, академического сообщества, гражданского общества и международных организаций, состоявшегося в Самарканде, Узбекистан, 5-6 декабря 2022 года:

Выражаем признательность Его Превосходительству Шавкату Мирзиёеву, Президенту Республики Узбекистан, за Его инициативу по созыву этого Форума, объявленную на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-й сессии Совета по правам человека[1], и Национальному центру по правам человека Республики Узбекистан за его организацию в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), Страновой группой ООН в Узбекистане, ОБСЕ, Советом Европы, Фонд Фридриха Эберта и других международных и национальных партнеров;

Полагаясь, вдохновившись словами Всеобщей декларации прав человека, что “признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира ”, и что «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению»;

Подтверждая смысл и ценность Всеобщей декларации, поскольку Глобальный форум проводится накануне Международного дня прав человека 2022 года, который знаменует собой запуск глобальной годовой кампании, посвященной 75-летию провозглашения Всеобщей декларации прав человека под лозунгом «Достоинство, свобода и справедливость для всех»[2];

Полагаясь, что образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости, а также необходимы для обеспечения полного участия людей во всех процессах принятия решений, влияющих на их жизнь – гражданских, политических, экономических, социальных, культурных, экологических, цифровых – и для предотвращения дискриминации и других нарушений прав человека, а также насилия и конфликтов;

Признавая важность недопущения политизации прав человека, включая путем использования платформ по образованию в области прав человека для пропаганды насилия и разжигания ненависти, и подтверждая, что истоки образования в области прав человека лежат в самих правах человека, которые являются универсальными, неотъемлемыми, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными;

Опираясь на обязательства, принятые всеми странами на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций при запуске двух глобальных инициатив в области образования в области прав человека, ход реализации которых мы подводим итоги на этом Форуме, – Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, исторический документ, подчеркивающий масштабы и принципы образования в области прав человека и роль и обязанности всех соответствующих субъектов, а также Всемирная программа образования в области прав человека (с 2005 г. по настоящее время) – дополнительная основа для действий, направленных на содействие осуществлению образования в области прав человека на национальном уровне, организованная в виде последовательных этапов и в настоящее время посвященная молодёжи (2020-2024 гг.);

Подчеркивая обязательства, принятые всеми странами в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, по искоренению всех форм нищеты, борьбы с неравенством и борьбы с изменением климата, обеспечивая при этом, чтобы никто не был забыт, и, в частности, в Четвертой Цели в области устойчивого развития, которая призывает к инклюзивному и справедливому качественному образованию, которое включает образование в области прав человека в качестве основного компонента;

Опираясь на обязательства, принятые всеми странами на Саммите по трансформации образования в 2022 году, в рамках которого было призывано к изменению системы образования для удовлетворения потребностей учащихся в быстро меняющемся мире, включая подготовку учащихся быть активными и ответственными гражданами своих сообществ и мира, поддерживая их в продвижении прав человека и социальной справедливости, уважении разнообразия и глобальной солидарности;

Принимая к сведению другие недавние международные встречи с региональной направленностью для оценки прогресса в области образования в области прав человека, обсуждения передового опыта и проблем, а также для создания нетворкинга преподавателей, в частности «Международной конференции по образованию в области прав человека: Объединяя наши различия» (Монреаль, Канада, 30 ноября – 3 декабря 2017 г.), совместно организованной Эквитас -Международным центром  обучения правам человека и УВКПЧ, и «Искусство равноправия, достоинства и демократии в образовании – настоящее и будущее воспитания гражданственности и образования в области прав человека в Европе при участии молодёжи» (Турин, Италия, 11–13 апреля 2022 г.), организованная совместно правительством Италии и Советом Европы;

Признавая растущее внимание к образованию в области прав человека для молодежи на международном уровне, как подчеркивается на текущем этапе Всемирной программы образования в области прав человека, в документе Генерального секретаря ООН “Молодежь 2030: Молодежная стратегия ООН”, который является общей основой для руководства ООН в привлечении молодежи и использовании их взглядов, взглядов и идей в документе «Молодежь 2020: Глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека», принятое на Самаркандском веб-форуме по правам человека в 2020 году, чтобы подчеркнуть важную и позитивную роль молодежи в реализации прав человека и построении культуры мира, а также в «Молодежной декларации о преобразовании образования», принятое на Саммите по трансформации образования в 2022 г. в качестве общего видения молодых людей в отношении преобразования образования;

Выражая нашу озабоченность по поводу множества взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются люди во всем мире, в частности люди, находящиеся в условиях изоляции или уязвимости, включая молодежь, женщин и девочек, мигрантов и беженцев, а также лиц с инвалидностью  это конфликты и насилие, дискриминация, дезинформация, ненавистнические высказывания, рост стоимости жизни, чрезвычайные ситуации в области здравоохранения, включая пандемию COVID-19, цифровое неравенство, усиление социального и экономического неравенства, бедность и голод, обостряющиеся проблемы, связанные с изменением климата, и препятствия на пути осуществления прав человека по всему миру;

Обращая внимание, что образование в области прав человека способствует выявлению ответов и решений этих проблем, которые соответствуют стандартам прав человека и основаны на понимании того, что каждый в равной степени заслуживает уважения и достоинства;

Признавая прогресс, достигнутый в области образования и подготовки в области прав человека после Всемирной конференции по правам человека в Вене (1993 г.) в плане разработки политики, программ и материалов, а также институционального и сетевого строительства на всех уровнях, принимая во внимание возможности для дальнейшей реализации, а также существующих проблем.

В свете вышесказанного мы собрались (в режиме оффлайн и онлайн), чтобы обсудить прогресс в контексте 10-й годовщины Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы образования в области прав человека, поделиться опытом, инновационными подходами и извлеченными уроками, обменяться мнениями и обсудить планы в целях дальнейшего внедрения эффективного образования в области прав человека, особенно в Центральной Азии.

Мы рекомендуем:

А. Общие рекомендации

  1. Образование и подготовка в области прав человека должны охватывать:

а.  Образование о правах человека, которое включает знание и понимание прав человека;

б. Образование через призму прав человека, которая включает обучение и преподавание таким образом, чтобы обеспечивалось уважение прав как преподавателей, так и учащихся;

в. Образование через продвижение прав человека, которое включает в себя расширение прав и возможностей людей в плане пользования и осуществления их прав и уважения и защиты прав других лиц.

  1. Образование в области прав человека выходит за рамки юридического образования. Речь идет о том, чтобы наделить учащихся знаниями, навыками и взглядами, с тем, чтобы они могли принимать меры по защите своих прав и прав других в духе солидарности.
  2. Вместо того, чтобы сосредоточивать внимание на односторонних лекциях, методология образования и подготовки в области прав человека должна ставить учащихся в центр учебного процесса, используя методы участия, включающие критический анализ, знания и навыки, необходимые для поддержки индивидуальных и коллективных действий по поощрению прав человека.
  3. Образование и подготовка в области прав человека должны основываться на принципах прав человека, закрепленных в различных культурных контекстах учащихся, и учитывать возраст, культурные особенности и контекст учащихся.
  4. Для эффективного выполнения обязательств, принятых на международном уровне, правительствам следует разрабатывать и осуществлять всеобъемлющие и целевые национальные программы и стратегии образования в области прав человека, используя в качестве руководства Планы действий Всемирной программы образования в области прав человека и Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека.
  5. Следует поощрять образование в области прав человека с использованием любых имеющихся возможностей, например в контексте национального осуществления Повестки дня для устойчивого развития на период до 2030 года и различных других соответствующих инициатив, выдвинутых Организацией Объединенных Наций (по вопросам молодежи, предотвращения насильственного экстремизма, противодействия ненавистническим высказываниям, борьбы с гендерным насилием), особенно в области образования (глобальное гражданское образование, трансформация образования, программа Юнеско «Образование 2030» и т.д.).
  6. Правительствам следует создать безопасную и благоприятную среду для вовлечения гражданского общества, частного сектора и других соответствующих заинтересованных сторон в образовании и подготовке в области прав человека, в рамках которых права человека и основные свободы всех, в том числе и те, кто вовлечен в процесс, полностью защищены, а также должно вовлекать их в качестве долгосрочных партнеров в соответствующих усилиях.
  7. Правительствам следует включить права человека в учебные программы всех учебных заведений, включая государственные высшие учебные заведения, учреждения, специализирующиеся на профессиональном развитии и переподготовке (университеты, институты, центры, факультеты, курсы), а также общие, средние специальные и профессиональные учебные заведения для обеспечения институционализации образования в области прав человека.
  8. Образовательные программы и материалы по правам человека должны быть доступными и включать использование общедоступного языка и различных точек зрения, которые противодействуют дискриминации и стереотипам.
  9. Все заинтересованные стороны должны содействовать доступу к новым информационным технологиям - включая решение проблемы цифрового разрыва - для создания общения, обмена соответствующей информацией и обсуждения с использованием существующих или новых образовательных порталов и локальных/онлайн сообществ практиков, которые объединяют общедоступную онлайн и офлайн сети, объединяющие сообщества по образованию в области прав человека и размещают ресурсы и материалы для реализации образование прав человека на национальном уровне.
  10. В качестве основы для разработки программ образования в области прав человека следует регулярно проводить исследования по уровню осведомленности о правах человека среди широкой общественности и конкретных групп.
  11. Следует и далее укреплять роль национальных институтов по правам человека и научных учреждений по образованию в области прав человека.
  12. Выявление, обобщение и распространение передового опыта в различных областях образования в области прав человека должны осуществляться на национальном, региональном и международном уровнях.
  13. Все заинтересованные стороны должны принять участие в глобальных консультациях, посвященных пятому этапу Всемирной программы образования в области прав человека (на 2025–2029 годы).

 

Б. Национальный уровень

а. Образование в области прав человека в рамках начального и среднего образования:

  1. Местным органам образования следует принять целостные и преобразующие решения для поощрения образования в области прав человека, признавая позитивное воздействие образования в области прав человека на учащихся, преподавателей, систему образования и общество. Это требует перехода от специальных и краткосрочных проектов к принятию более устойчивых инициатив по пяти компонентам, определенным в Плане действий первого этапа Всемирной программы, а именно:

(1) политика и законодательство;

(2) меры по осуществлению политики;

(З) процессы и инструменты преподавания и обучения;

(4) подготовка и повышение квалификации преподавателей и другого педагогического персонала; и

(5) среда обучения.

  1. Политика в поддержку интеграции образования в области прав человека в систему формального образования должна сопровождаться мерами по осуществлению, которые включают планы действий с установленными обязанностями, разработку механизмов координации и распределение ресурсов.
  2. Образование в области прав человека для детей должно включать образование в области прав ребенка в соответствии с обязательствами государств по Конвенции о правах ребенка. Национальным учебным заведениям следует принять ориентированные на детей программы, продолжая работу с детьми, педагогами и родителями в целях углубления понимания прав человека и, в частности, уважения прав ребенка. Школьные мероприятия, направленные на дальнейшее поощрение Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, представляют собой успешную отправную точку для обеспечения успешной практики в деле интеграции прав человека в национальные учебные программы и практику преподавания и обучения.
  3. Образование в области прав человека должно стать частью подготовки учителей до начала работы и без отрыва от работы, а также требований при сертификации преподавателей. Такое обучение должно включать не только содержание прав человека, но и методологии обучения, социальные навыки и стили лидерства, должно использовать ориентированные на учащегося и основанные на опыте методологии обучения и поддерживаться сетевыми программами и программами обмена.
  4. Необходимо регулярно проводить обзоры учебников и материалов, чтобы убедиться, что они соответствуют реалиям учащихся и их меняющимся условиям.

 

б. Образование в области прав человека в системе высшего образования:

  1. Учебным заведениям следует обеспечить, чтобы образование в области прав человека в системе высшего образования отходило от эксклюзивной методики, основанной на чтении лекций, и использовало методологии участия, включающие критический анализ; знания и навыки, необходимые для поддержки индивидуальных и коллективных действий по поощрению прав человека.
  2. Следует поощрять диалог в образовательном сообществе в целях обмена опытом образования в области прав человека и передовой методологической практикой и стратегиями (включая учебные судебные разбирательства, тематические исследования и т.д.).

3 Учебным заведениям следует создавать или укреплять существующие учебные, ресурсные и другие образовательные центры для содействия созданию или совершенствованию устойчивых образовательных программ в области прав человека и обеспечения их качества.

  1. Учебные заведения должны проводить исследования, способствующие разработке инновационных и эффективных методологий и инструментов для образования в области прав человека, основанных также на анализе и оценке существующей практики, извлечении уроков и оценочных упражнениях, и широко распространять результаты исследований.
  2. Учебные заведения должны обеспечивать подготовку по правам человека и повышение квалификации преподавательского и других образовательных сотрудников, в том числе по соответствующим методам образования в области прав человека, таким как использование совместных, интерактивных, кооперативных и основанных на опыте и практике методов, принимая также во внимание культурные соображения и связывая теории с практикой.
  3. Учебным заведениям следует знакомить учащихся с соответствующими международными правовыми документами в области прав человека.
  4. Учебным заведениям следует разработать специальные программы подготовки студентов в качестве специалистов в области прав человека и образования в области прав человека.
  5. Правительствам следует регулярно выделять средства из государственного бюджета на разработку и публикацию материалов по правам человека и образованию в области прав человека (как в бумажной, так и в электронной версиях), а также на их перевод на национальный и местные языки.

в. Неформальное образование в области прав человека для детей и молодежи:

  1. Педагоги должны использовать разнообразные и занимательные образовательные методы, и условия обучения, такие как спорт, кино, искусство, культура, игры, рассказывание историй, драматургия и ролевые игры, которые могут привлекать к совместной работе учащихся из всех слоев общества.
  2. Следует поощрять взаимное обучение по принципу "равный равному" - в безопасных помещениях, с привлечением участников из числа молодежи и с учётом мнения молодежи; с участием молодежных общественных движений, молодежных защитников и других лидеров; поддерживая усилия молодежных организаций, поскольку они особенно способны привлекать своих сверстников в ситуациях отчуждения или уязвимости и опираясь на опыт молодых людей.
  3. Образование в области прав человека должно быть направлено на решение реальных проблем, с которыми сталкиваются дети и молодежь (сокращение гражданского пространства, насилие, конфликты, дискриминация), и должно осуществляться в благоприятных и безопасных условиях для их обучения.
  4. Родители и общество должны также участвовать в просветительской деятельности по вопросам прав человека среди молодежи. Педагоги должны установить с ними доверительные отношения и обеспечить их поддержку деятельности по обучению правам человека.
  5. Национальные стратегии образования в области прав человека для молодежи должны сопровождаться мерами по усилению защиты и реализации прав человека молодежи.
  6. "Ничего для нас без нас" - дети и молодежь должны участвовать в качестве ключевых субъектов в разработке и программировании образования в области прав человека.

г. Обучение правам человека для юристов и должностных лиц органов правосудия:

  1. 1Обучение по правам человека для юристов и должностных лиц органов правосудия должно стать обязательным. Например, успешное завершение образования в области прав человека с соответствующей сертификацией должно рассматриваться как часть процесса экзаменов на получение лицензии адвоката, а также как одно из предварительных условий для кандидатов на должности судей, прокуроров и сотрудников правоохранительных органов.
  2. Соответствующие учреждения должны повышать компетенцию юристов и должностных лиц, занимающихся отправлением правосудия, в отношении применения международного права прав человека и судебной практики в ходе судебных и административных разбирательств; правительствам следует поддерживать разработку специализированных учебных программ и программ.
  3. Правительствам следует способствовать обучению по правам человека женщин и гендерному равенству для юристов и должностных лиц органов правосудия, с тем, чтобы искоренить патриархальные отношения и дискриминационные гендерные стереотипы при исполнении своих обязанностей.
  4. Следует создать или поддерживать систему подготовки тренеров по правам человека в национальных учебных заведениях с учетом успешных методологических подходов, применяемых в других странах и/или международными организациями.
  5. Правительствам следует разработать и использовать методологические руководящие принципы для оценки воздействия подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам прав человека в соответствии с передовой практикой и международными стандартами.
  6. Правительствам следует обеспечить перевод международных документов, содержащих стандарты в области прав человека, на национальные языки и их широкое распространение среди юристов, в том числе через национальные учебные заведения и ассоциации адвокатов.
  7. Учебные программы по правам человека должны предусматривать, где это уместно, учебные мероприятия с совместным участием представителей гражданского общества, национальных правозащитных организаций, юристов-практиков, судей, прокуроров и сотрудников правоохранительных органов.
  8. Правительствам следует в соответствующих случаях поощрять и поддерживать ознакомительные поездки, в частности парламентариев, парламентских юрисконсультов, судей, прокуроров, старших сотрудников полиции, старших сотрудников пенитенциарных учреждений; представителей государственных органов, национальных  институтов по правам человека и профессиональных ассоциаций юристов в штабы международных организаций, занимающихся вопросами прав человека, и в другие страны, с тем чтобы обеспечить возможность взаимного обмена опытом и ознакомления с передовой практикой.
  9. Национальные учебные заведения или академии для юристов и сотрудников органов отправления правосудия должны иметь специализированные департаменты и преподавателей по международному праву и правам человека и сотрудничать с международными организациями, включая систему Организации Объединенных Наций, инкорпорировать международные стандарты, касающиеся независимости судебных органов, защиты прав человека, гендерного равенства, защиты прав женщин и детей и применения международных стандартов в судебной практике.
  10. Учебные программы, учебные материалы и учебники национальных учебных заведений или академий для юристов и сотрудников органов отправления правосудия должны регулярно обновляться с учетом текущих индивидуальных дел по правам человека и заключительных замечаний Организации Объединенных Наций, правозащитных механизмов (договорные органы, специальные докладчики и универсальный периодический обзор).
  11. Национальным учебным заведениям или академиям для юристов и сотрудников органов отправления правосудия следует привлекать как специалистов-практиков, так и научные круги к разработке и проведению курсов по правам человека, уделяя особое внимание конкретным актуальным вопросам прав человека, адаптируя их к потребностям аудитории, и выбор соответствующей практической, интерактивной и гибкой методики обучения.
  12. Должны быть созданы как цифровые, так и оффлайн-платформы и профессиональные структуры для юристов и сотрудников органов отправления правосудия для обеспечения для регулярного обсуждения и обмена своим опытом обучения, разъяснения и изучения международных стандартов, включая защиту прав человека.
  13. Следует содействовать регулярному диалогу между специалистами по правовым вопросам и сотрудников органов отправления правосудия в целях обеспечения коллегиального сотрудничества, объединения усилий всех заинтересованных сторон и применения более рационального подхода в отношении подготовки практических, основанных на конкретных делах и тематических учебных материалов для всех учебных заведений.

д. Образование в области прав человека для других групп общества:

  1. Образование в области прав человека должно быть доступно для всех, включая группы, находящиеся в уязвимом положении и изоляции, отдавая приоритет преподавателям, принадлежащим к этим группам.
  2. Среди групп, подлежащих первоочередному обучению правам человека, должны быть:
  • женщины и девочки, в том числе проживающие в сельских районах
  • религиозные лидеры и общественные деятели, лидеры местных сообществ
  • лица с инвалидностью
  • мигранты
  • беженцы и лица без гражданства
  • национальные меньшинства
  • пожилые люди.
  1. Следует укреплять сотрудничество и многоуровневое партнерство между государственными учреждениями и организациями гражданского общества.
  2. Правительству следует через ежегодные конкурсы предоставлять гранты гражданскому обществу для их деятельности по обучению правам человека.
  3. Субъекты гражданского общества, правозащитники и активистов должны быть информированы в области прав человека о существующих программах и курсах образования в области прав человека, доступных в режиме онлайн и бесплатно, включая программы и курсы международных организаций (Программа помощи Совета Европы, онлайн ресурсы УВКПЧ ООН и ОБСЕ и т.д.).
  4. Для того чтобы сделать образование в области прав человека более всеобъемлющим и эффективным, следует наращивать потенциал научно-исследовательских центров и аналитических центров на местном уровне.
  5. Курсы по правам человека для различных групп гражданского общества должны быть адаптированы к местным условиям, диверсифицированы, инклюзивны и адаптивны по своему содержанию.
  6. При разработке учебных курсов по правам человека для лиц с инвалидностью необходимо учитывать их особые потребности (сурдоперевод, печать материалов с использованием шрифта Брайля, наличие современных инструментов и инструментов для лиц с инвалидностью).
  7. Лица с инвалидностью должны иметь доступ не только к базовым, но и к передовым программам образования в области прав человека.

 

В. Региональный и международный уровень

  1. Региональные и международные организации должны оказывать содействие национальным усилиям по образованию в области прав человека. В этой связи рекомендуется: Оказывать поддержку государствам в разработке, осуществлении, мониторинге и оценке национальной стратегии образования и подготовки в области прав человека;
  2. Оказывать поддержку другим вовлеченным национальным и местным субъектам, в частности неправительственным организациям, профессиональным ассоциациям, высшим учебным заведениям, национальным институтам по правам человека и организациям гражданского общества, в том числе путем признания и легитимизации их просветительской работы в области прав человека;
  3. Содействовать обмену информацией на всех уровнях путем выявления, сбора и распространения информации о передовом опыте, например, через базы данных и присуждение премий, а также об имеющихся материалах и соответствующих учреждениях, и программах;
  4. Поддерживать и/или разрабатывать программы для наращивания потенциала различной аудитории, в частности подготовку преподавателей по правам человека, а также разработку учебных материалов, основанных на передовой практике, а также переводы на различные национальные языки;
  5. Поддерживать существующие сети субъектов образования и подготовки в области прав человека и содействовать созданию новых на всех уровнях;
  6. Оказывать финансовую поддержку и выделять ресурсы.

 

Мы, участники Глобального форума по образованию в области прав человека, признавая обязательства государств и роль гражданского общества, региональных и международных организаций, передаем рекомендации Глобального Форума Президенту Республики Узбекистан, Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и другим международным организациям.

                                                          

                                   

Принято в Самарканде

6 декабря 2022 года

 

 

[1] https://president.uz/ru/lists/view/4632https://president.uz/ru/lists/view/4179

[2] https://www.ohchr.org/ru/get-involved/campaign/human-rights-day