Самаркандская Резолюция

 

САМАРКАНДСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ

«МОЛОДЕЖЬ 2020: ГЛОБАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ,
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

 

 

Правительство Республики Узбекистан, в частности Национальный центр по правам человека и Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, в партнерстве со Страновой командой ООН в Узбекистане, Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане и Фондом имени Ф. Эберта провели 12-13 августа 2020 года Самаркандский веб-форум по правам человека на тему «МОЛОДЕЖЬ 2020: ГЛОБАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».

В работе Форума приняли участие ведущие эксперты Организации Объединенных Наций и ее структурных подразделений (ЮНЕСКО, МОТ, МОМ, ВОЗ, УВКПЧ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНОДС, РЦПДЦА), Межпарламентского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в том числе Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, Содружества независимых государств, Шанхайской организации сотрудничества, Совета Европы, Азиатской парламентской ассамблеи, Африканского союза. В работе Форума также приняли участие большое число представителей национальных и молодежных парламентов, национальных институтов по правам человека, молодежных организаций, государственных органов, институтов гражданского общества и академического сообщества.

 

Мы, участники Самаркандского форума по правам человека,

  • отмечая, что 2020 год является Годом 75-летия Организации Объединенных Наций, 45-летия принятия Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 30-летия принятия Парижской Хартии для Новой Европы, а также 55-летия принятия Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами и 20-летия Международного дня молодежи, что дает возможность отмечать и вовлекать голоса, действия и инициативы молодых людей, а также их значимое, всеобщее и справедливое участие в жизни общества, равно как и обеспечивать учет гендерной проблематики молодежи,
  • признавая, что «молодость» — это период перехода от зависимости детства к независимости взрослого человека и осознания взаимозависимости как членов сообщества[1]. В практическом смысле «молодежь», это не строго определенная возрастная группа, рассматривается как культурное понятие, основанное на политическом, экономическом, правовом и социокультурном контекстах и представлениях различных сообществ, и переход от зависимости к независимости происходит на разных этапах в отношении различных прав. Именно из-за гибкого понимания концепции, ООН, когда речь заходит о реализации молодежной политики и стратегий на национальном уровне, более гибко подходит к возрастной группе и определению понятия «молодежь», используемому любым государством,
  • определяя, что права молодежи относятся к полному осуществлению основных прав и свобод молодыми людьми. Эти права обычно делятся на три категории:
  • обеспечение: защита доступа молодежи к таким удобствам и услугам, как питание, одежда, жилье, образование и т.д.;
  • защита: защита от насилия, включая физическое, психическое и психологическое насилие и насилие на гендерной почве;
  • участие: возможность вовлечения и участия в качестве партнеров в процессе принятия решений, влияющих на них на протяжении всего их жизненного цикла,
  • подчеркивая, что права молодежи – это права, которыми должен пользоваться каждый, но некоторые лишены этих прав из-за их юного возраста. Это воздействует на молодых людей, иногда открыто, через законные возрастные ограничения, но, что более важно и незаметно, через негативные установки, убеждения, предубеждения и стереотипы в отношении молодежи, тем самым лишая их возможности пользоваться своими законными правами. Учитывая эти барьеры, существует необходимость в конкретной защите для борьбы с дискриминацией в отношении молодежи, особенно молодых девочек и женщин,
  • ссылаясь на Венскую декларацию и Программу действий, в которых говорится, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимосвязанными, взаимозависимыми и взаимоукрепляющими, и что все права человека должны рассматриваться справедливым равным образом, на одинаковых основаниях и с одинаковым акцентом,
  • призывая государства эффективно осуществлять Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и вновь подтверждая необходимость разработки и осуществления стратегий, которые дают молодым людям во всем мире реальные возможности для обеспечения их полного, эффективного и значимого участия в жизни общества,
  • признавая вклад международных и региональных усилий по защите и поощрению прав молодежи, которые, в частности, включают Молодежную стратегию Генерального секретаря Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, Всемирную программу действий в интересах молодежи; резолюции Совета Безопасности ООН 2250 (2015) и 2535 (2020) о молодежи, мире и безопасности, признающие роль молодежи в миростроительстве; резолюцию Генеральной Ассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»; Резолюцию 41/13 (2019) Совета по правам человека о молодежи и правах человека, призывающая к актуализации прав молодежи; Хельсинкский заключительный акт 1975 года, последующие декларации Совета министров ОБСЕ по вопросам молодежи и безопасности 2014, 2015 и 2018 годов о роли, которую молодежь может играть в оказании поддержки государствам в выполнении обязательств по всем трем измерениям человеческой безопасности; Берлинскую Декларацию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 2018 года, включающую Резолюцию «Общий приоритет: содействие миру и безопасности путем создания для молодых людей возможностей для всестороннего раскрытия их потенциала»; Африканскую молодежную хартию; Иберо-Американскую конвенцию о правах молодежи; Программу действий Организации исламского сотрудничества- 2025, в которой подчеркивается необходимость укрепления потенциала молодежи и программ молодежного обмена; и Декларацию Лиссабон+21 о молодежной политике и программах,
  • отмечая вклад недавних соответствующих конференций, форумов и глобальных инициатив, касающихся молодежи на международном, региональном и субрегиональном уровнях, в частности первого и второго Всемирного молодежного форума, состоявшихся в Шарм-эш-Шейхе, Египет, в ноябре 2017 года и ноябре 2018 года, а также 6-го Международного семинара Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации Исламского Сотрудничества, состоявшегося в Ташкенте, Узбекистан, в октябре 2019 года,
  • поощряя вклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций, специальных процедур Совета по правам человека и договорных органов и других соответствующих международных и региональных правозащитных механизмов, а также Посланника Генерального секретаря по делам молодежи в выявлении и устранении препятствий на пути реализации молодежью всех прав человека,
  • подчеркивая важную роль, которую молодежь может играть в продвижении мира и безопасности, устойчивого развития, прав человека, и важность активного, содержательного и инклюзивного участия молодежи в процессе принятия решений,
  • обращая внимание с признательностью на резолюцию 39/3 Совета по правам человека от 27 сентября 2018 года, в которой Совет принял решение сделать молодежь целевой группой Четвертого этапа (2020-2024 гг.) Всемирной программы, и согласовать Четвертый этап с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и, в частности, с задачей 4.7 Целей устойчивого развития,
  • сознавая, что нынешнее поколение молодежи является самым многочисленным, которое когда-либо видел мир, и поэтому призывая государства прилагать дальнейшие усилия для обеспечения уважения, защиты и реализации молодежью всех прав человека, включая все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, учитывая, что отсутствие участия и возможностей имеет неблагоприятные последствия для сообществ и обществ,
  • признавая, что молодые люди испытывают трудности в осуществлении своих прав в силу того, что они молоды, и что существуют пробелы в защите и осуществлении прав человека молодежи,
  • вновь заявляя о своей глубокой обеспокоенности по поводу гибели людей и утраты средств к существованию, а также дестабилизации в экономике и обществе в результате пандемии COVID-19 и ее негативного воздействия на осуществление прав человека во всем мире, особенно ее несоразмерного воздействия на молодых лиц, принадлежащих к уязвимым группам,
  • отмечая «Призыв к действиям в интересах прав человека» Генерального секретаря ООН, а также инициативу «Будущее, которого мы хотим, Организация Объединенных Наций, которая нам нужна: подтверждение нашей коллективной приверженности многосторонности»,
  • приветствуя предложение Республики Узбекистан о принятии Международной конвенции о правах молодежи для удовлетворения потребностей молодежи,

 

Рекомендовали на международном уровне:

 

  1. активизировать сотрудничество между ключевыми участниками, особенно Межучрежденческой сетью ООН по вопросам развития молодежи и Программой развития Организации Объединенных Наций, в целях повышения согласованности политики, обмена передовым опытом, расширения круга заинтересованных сторон и развития взаимосвязей для сотрудничества по взаимным политическим приоритетам;
  2. работать совместно по решению конкретных проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, путем формулирования и поощрения их прав в рамках международной конвенции о правах молодежи;
  • использовать существующие документы и механизмы в области прав человека для обеспечения учета прав молодежи, таких как рассмотрение их в рамках Универсального периодического обзора путем привлечения молодежных организаций, национальных механизмов отчетности и последующей деятельности и национальных институтов по правам человека к национальным консультациям;
  1. собирать данные по Индексу развития молодежи и использовать их в качестве критерия для оценки будущего прогресса;
  2. укреплять и согласовывать Всемирную программу действий в интересах молодежи с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в целях поощрения экологической политики и инициатив, направленных на укрепление потенциала молодежи как движущей силы в деле искоренения нищеты во всех ее формах и измерениях, изменения климата и неравенства в интересах устойчивого развития, в частности в развивающихся странах;
  3. признать, что большинство мигрантов, беженцев и лиц, затронутых вооруженными конфликтами, составляют молодые мужчины и женщины, поэтому необходимо поощрять и защищать права человека и основные свободы молодых людей независимо от их статуса путем вовлечения их в процесс принятия соответствующих решений;
  • подчеркивать основополагающее значение равных возможностей, образования, включая образование в области прав человека, и технической и профессиональной подготовки, а также то, что возможности непрерывного обучения и руководящие указания для молодежи необходимы для достижения Целей устойчивого развития и реализации всех прав человека молодежи;
  • признать, что защита всей молодежи, особенно девочек и женщин, мигрантов, беженцев и внутренне перемещенных лиц в условиях вооруженных конфликтов и в постконфликтный период, а также их участие в мирных процессах могут в значительной степени способствовать поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, и должны быть важным компонентом любой всеобъемлющей стратегии урегулирования конфликтов и построения мира;
  1. признать, что значимое участие молодежи в процессах принятия решений включая, но не ограничиваясь в гуманитарном планировании и реагировании имеет важное значение для повышения эффективности гуманитарной помощи, и что молодежь играет уникальную роль в укреплении национального, местного и общинного потенциала в конфликтных и постконфликтных ситуациях для подготовки и реагирования на все более частые и суровые погодные явления и стихийные бедствия, а также на проблемы общественного здравоохранения, влияющие на жизнь молодежи и ее будущее, включая пандемию COVID-19, и в этой связи, призывать государства-члены поддерживать и интегрировать молодежь в процессы принятия решений в этой области;

 

Призвали государства-члены:

 

  1. поощрять демократическую культуру, интегрировать молодежь в государственное управление, предоставлять ей доступ к правосудию и расширять ее возможности посредством значимого представительства молодежи, участия и вовлечения в процесс принятия решений на местном, национальном и международном уровнях. С этой целью рекомендуются принять законодательные меры по снижению возраста выдвижения кандидатов на государственные должности, а также возраста голосования;
  2. содействовать обеспечению равных возможностей для всех, ликвидировать все формы дискриминации в отношении молодежи, в том числе по признаку возраста, расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного статуса;
  3. признать, что участие и представленность молодежи в институциональных политических процессах и разработке политики являются низкими по сравнению с другими возрастными группами и что молодежь не пропорционально представлена в политических институтах, таких как парламенты, политические партии и государственные администрации;
  4. учредить Форум молодых парламентариев, который бы взял на себя ведущую роль в разрешении конфликтов и дипломатических действиях, и, таким образом, укреплял бы демократию и содействовали бы миру, безопасности и взаимному доверию между государствами-членами;
  5. в консультации с организациями, возглавляемыми молодежью и молодежными организациями продвигать новые инициативы по обеспечению полного, эффективного, структурированного и устойчивого участия молодежи в соответствующих процессах принятия решений и мониторинга в политической, экономической, социальной и культурной сферах, в том числе в разработке и осуществлении политики, программ и инициатив, в частности при осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года;
  6. создать благоприятные условия для осуществления молодежью своего права на свободу убеждений и их свободное выражение, права на информацию и свободу ассоциаций и собраний;
  7. принять научно обоснованное законодательство, ориентированное на молодежь, политику и программы развития молодежи, а также развивать всеобъемлющее межсекторальное сотрудничество, обеспечивающее правозащитный подход;
  8. обеспечить принятие всех необходимых мер, включая пересмотр и, при необходимости, изменение, дополнение или отмену законов, постановлений, политики, практики и обычаев, дискриминирующих молодежь, в частности девочек и молодых женщин;
  9. рассмотреть возможность включения в рамках Универсального периодического обзора и договорных органов ООН вопросов, касающихся полного и равного осуществления всех прав человека молодежи, и обмена передовым опытом, накопленным ими в области осуществления прав человека молодежи, а также создания эффективных механизмов мониторинга и оценки, таких как национальные механизмы отчетности и последующих действий и национальные институты по правам человека, которые могли бы быть представлены в форме дезагрегированных данных и показателей в области прав человека в национальных докладах, представляемых уставным и договорным органам ООН;
  10. устранять правовые, административные, социальные, экономические, цифровые и культурные барьеры, ограничивающие участие молодежи, и поощрять, поддерживая создание независимых молодежных советов, движений и сетей для содействия трансграничным программам молодежного обмена в целях межкультурного и межконфессионального диалога и согласия;
  11. содействовать социальной интеграции уязвимых или маргинализированных групп молодежи, особенно молодых девушек и женщин, и таких как инвалиды, принадлежащие к меньшинствам, мигранты или любая другая уязвимая группа, наравне с другими;
  12. cодействовать обеспечению прав трудовых мигрантов, в частности, в защите их трудовых прав, обеспечению безопасных условий труда на рабочем месте, соответствие выполняемых трудовых обязанностей возрасту и здоровью молодого человека, а также получению социальных гарантий;
  13. обеспечить доступ молодежи к надежным, безопасным и благоприятным для молодежи информационно-коммуникационным технологиям для преодоления цифрового разрыва, и содействовать сотрудничеству в разработке инновационных и устойчивых решений в области науки, техники и государственной политики;
  14. поощрять предпринимательство путем расширения доступа к финансированию и программам наращивания потенциала для молодых предпринимателей;
  15. разработать политику и программы для укрепления научно обоснованной, соответствующей возрасту, всеобъемлющей осведомленности о здоровье и психическом благополучии и просвещения в области репродуктивного здоровья в соответствии с их развивающимися способностями и религиозными/культурными особенностями, чтобы помочь им принимать обоснованные решения в рамках системы здравоохранения и в медицинских учреждениях;
  16. защищать учебные заведения как места, свободные от всех форм насилия, и обеспечивать, чтобы они были доступны для всей молодежи, включая маргинализированную молодежь, а также принимать меры по обеспечению равного осуществления молодыми женщинами своего права на образование;
  17. сосредоточить внимание на формировании характера молодежи и обеспечить образование в области прав человека для молодежи, повышая осведомленность о ее правах и обязанностях, обеспечивая тем самым уважение многообразия в целях противодействия экстремизму и неправильным идеологиям, а также их подготовки для выполнения своих будущих ролей на различных уровнях;
  18. принять к сведению инициативу Республики Узбекистан по принятию Генеральной Ассамблеей ООН новой Конвенции о правах молодежи.'

 

Мы, участники Самаркандского форума по правам человека, подчеркиваем важную роль международных и региональных межправительственных организаций, а также государств в содействии реализации и защите прав, свобод и законных интересов молодежи, и направляем Самаркандскую резолюцию Президенту Республики Узбекистан, Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и другим международным организациям. 

 

 

Принято в Самарканде (в формате видеоконференции)

12-13 августа 2020 г.

 

[1] https://unevoc.unesco.org/go.php?q=TVETipedia+Glossary+A-Z&filt=all&id=9