Концептуальная записка Самаркандского Форума по Правам Человека

 

 

12 августа – Международный день молодежи
в рамках Инициативы «ООН-75»

 

САМАРКАНДСКИЙ ВЕБ-ФОРУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

на тему «Молодежь 2020: Глобальная солидарность,
устойчивое развитие и права человека»

 

12-13 августа 2020 года в формате видеоконференции

 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

22-23 ноября 2018 года в г.Самарканд состоялся Азиатcкий форум по правам человека на тему «Итоги 70-летия Всеобщей декларации прав человека: вызовы времени и реальность», проведенный в рамках реализации инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева. Данный форум позволил участникам ознакомиться с международной практикой по измерению прогресса в области прав человека и определению национальных сравнительных показателей; сформулировать основные задачи, направления и формы дальнейшего развития и совершенствования деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в сфере защиты основных прав, свобод и законных интересов граждан; повышения правовой культуры и правосознания граждан.

В работе Азиатского форума по правам человека приняли участие представители международных организаций, таких как ООН, УВКПЧ, МОМ, МОТ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, ОИС, Азиатская парламентская ассамблея, Независимая постоянная комиссия ОИС по правам человека, СНГ, а также зарубежные эксперты из 20 стран мира.  

Самаркандская декларация по правам человека была принята участниками Азиатского форума по правам человека, которая 6 февраля 2019 года Генеральноая Ассамблея ООН утверждена в качестве документа 73-сессии[1].

По итогам Азиатского Форума было отмечено важность и необходимость проведения данного форума на регулярной основе один раз в два года в целях укрепления международного и регионального сотрудничества в области прав человека.

В год празднования 75-летней годовщины ООН начинаетcя глобальное обсуждение роли всестороннего сотрудничества в построении будущего, которого мы хотим.  

В рамках инициативы «ООН – 75» Узбекистан планирует проведение масштабного мероприятия по обсуждению важной и позитивной роли молодежи в устойчивом развитии, предотвращении кризисов и  обеспечению гендерного равенства, осуществлению прав человека и формированию культуры мира, которые учтены в стратегии Организации Объединенных Наций «Молодежь-2030».

Самаркандский форум по правам человека является логическим продолжением Азиатского форума. На 72 Генеральной Ассамблее ООН Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев предложил разработать Международную конвенцию ООН о правах молодежи. Узбекистаном инициирована работа по созданию данного документа. Подготовлен проект Международной конвенции о правах молодежи, и в рамках Самаркандского форума планируется обсудить данный документ.

Интегральный подход Форума заключается в том, чтобы собрать как представителей государственных органов, так и представителей гражданского общества, молодежных организаций и национальных институтов по правам человека в целях обсуждение актуальных вопросов обеспечения, соблюдения и защиты прав и свобод молодежи.

Во все времена молодежь являлась основным ресурсом для обеспечения прогресса общества. И не зря, ведь молодость — это тот самый период, когда человек уже имеет определенный жизненный опыт, а также достаточно энергии для того, чтобы воплощать в реальность намеченные планы. Именно поэтому государству следует осуществлять грамотную политику в области молодежи. Образованная и всесторонне развитая молодежь – залог процветания любого государства.

В настоящее время среди населения мира насчитывается 1,8 млрд юношей и девушек, что является рекордным показателем численности молодежи за всю историю  человечества.  Такая  демографическая  ситуация  открывает  беспрецедентные  возможности  для  социально-экономического  прогресса. В то же время потенциал многих представителей молодежи подрывается вследствие нарушений их основных  прав.[2]

Несмотря на то, что молодость – период наибольшей продуктивности, в данный период человек также является уязвимым и нуждается в поддержке. Это также является причиной, почему необходимо уделять внимание проблемам молодежи на государственном уровне.

В различных классификациях период молодости определяется по-разному. Всемирная программа действий ООН для молодежи установила возраст молодежи от 15 до 24 лет[3], который применяется для составления статистической согласованности по регионам, без ущерба для других возрастных рамок, используемых государствами-членами. Резолюция 2250 Совета Безопасности ООН о молодежи, мире и безопасности, определяет возрастные рамки молодости как 18-29[4]. Программа Организации  Объединенных Наций по населенным пунктам, термин «молодежь» обозначает лиц в возрасте 15–32 лет, а третьи ссылаются на возрастную группу от 15 до 29 лет. Подобное разнообразие подходов может создать проблемы, тем более что вызовы, стоящие перед лицами 15-летнего возраста, отличны от тех, с которыми сталкиваются 29-летние лица.

Сложность определения этого термина проявляется и на национальном уровне,  а  также  варьируется  в  зависимости  от  стран  и  регионов.  Согласно  докладу УВКПЧ, например, в  Боснии  и Герцеговине к «молодежи» относятся лица в возрасте 15–30 лет, а в Канаде – лица  15–34 лет. Гондурас относит к этой категории лиц от 12 до 30 лет, Meксика – от 12 до 29 лет, Куба – от 15 до 29 лет. В Южном Судане и Зимбабве молодежью считаются лица 15–35  лет  в  соответствии  с  определением,  которое  предусмотрено  в  Африканской Хартии молодежи[5]. Европейская комиссия относит к категории «молодежь» лиц в возрасте 15–29 лет.

В таком разнообразии  подходов отражена реальность, согласно  которой молодежь представляет собой скорее подвижную и неоднородную категорию лиц, чем некую  определенную  возрастную  группу.

В реальности же «молодежь» вместо фиксированной возрастной группы, представляет собой культурную концепцию, основанную на социо-культурном контексте и представлениях различных сообществ, определяемую по-разному в различных сферах - в системе правосудия, на рынке труда, в системе образования и в семье. Именно из-за изменчивости данной концепции даже ООН, когда дело доходит до реализации молодежной политики и стратегий на национальном уровне, использует более гибкий подход к возрастному диапазону и определению «молодежи», чем принято государством-членом.

Права молодежи подразумевают использование основных прав и свобод молодых людей. Эти права – права, которыми должен пользоваться каждый человек, но в которых некоторым отказано из-за их юного возраста. Это явление также часто называют «эйджизмом». Данный феномен оказывает влияние на молодых людей, как прямо, через узаконенные возрастные ограничения, но, что более важно, оказывают незаметное влияние, через негативные взгляды, убеждения, предубеждения и стереотипы в отношении молодежи, тем самым лишая их возможности пользоваться своими должными правами.

В целом,  участие  и  представленность  молодежи  в  институциональных политических процессах и сфере выработке политики находится на низком уровне по сравнению с другими возрастными группами. Молодые поколения не представлены надлежащим  образом  в  политических  институтах,  таких  как  парламенты,  и  в политических  партиях  и  органах  государственного  управления,  что  приводит  к отчуждению  и  сеет  недоверие  к  официальным  структурам,  процессам  выборов, лидерам и политикам. Одним из основных препятствий на пути обеспечения участия молодежи, особенно в  политических  процессах,  являются  правовые и  другие преграды, с  которыми  сталкиваются  молодые люди, стремящиеся  занять государственные должности[6].

В мировом  масштабе  лица  моложе 30  лет составляют  лишь  около 2,2% парламентариев. По данным Межпарламентского союза (МПС),  молодежь  недопредставлена  в  составе  парламентов по  целому  ряду  причин:  во-первых, требуемый минимальный возраст для занятия государственной должности зачастую  выше  минимального  возраста  для  голосования,  что  предполагает  в  ряде  случаев ожидание вплоть до 25, 35 или даже 45 лет. Это в особенности касается верхних палат парламентов, которые склонны устанавливать более  высокий  возрастной  ценз.

Результаты показывают, что в случаях, когда «молодым» считается лицо в возрасте менее 30 лет, в состав парламентов избирается очень мало молодых парламентариев. Доля  парламентариев  моложе 30 лет превышает 10%  только в пяти странах: Норвегии, Швеции,  Сан-Марино, Гамбии и Финляндии[7].

В мире существуют инициативы, направленные на поддержку молодежи. Принятие резолюции 2250 (2015) Совета Безопасности о молодежи, мире и безопасности стало важной вехой в признании необходимости того, чтобы молодежь играет активную роль в установлении и построении мира. В резолюции Генеральной Ассамблеи 70/127 от 17 декабря 2015 года и в резолюции 35/14 Совета по правам человека от 22 июня 2017 года о молодежи и правах человека также содержится призыв к учету прав молодежи. Значимость прав молодежи как одного из важных вопросов была дополнительно подчеркнута в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и в обязательствах, касающихся молодежи, принятых в Аддис-Абебской программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития. В  ноябре  2016 года Советом ООН по  правам  человека организован  Форум по  вопросам  прав  человека,  демократии  и  верховенства права на тему «Расширение демократического пространства: роль молодежи в принятии общественно значимых решений».

В исследовании по вопросу о ходе деятельности, касающейся молодежи и мира и безопасности[8], отражена та позитивная роль, которую лица молодого  возраста  могут  сыграть  в  деле  поддержания  мира.  Эта роль  была  вновь отмечена в ходе открытых прений в Совете Безопасности относительно молодежи и мира и безопасности и на совещании высокого уровня по вопросам миростроительства  и поддержания мира в апреле 2018 года. Участие молодежи в процессе миростроительства является весьма значительным, проявляясь от местного до  глобального  уровня  и  от  ранних  этапов  конфликта  до постконфликтного  восстановления,  а  также  в  отношении  различных  проявлений насилия  (например,  конфликтов,  преступности,  гендерного  насилия,  терроризма).

Правительства, учреждения системы ООН, национальные институты по правам человека и неправительственные организации активно внедряют широкий спектр инициатив и передовых видов практики для расширения прав и возможностей молодежи и поддержки ее прав на международном и национальном уровнях.

Межпарламентский союз призывает парламенты поощрять более  широкое  участие  молодежи  в политической  жизни, в том числе  посредством  создания  Форума  молодых парламентариев.  Кампания «Не слишком  молоды,  чтобы  баллотироваться», возглавляемая Посланником ООН по делам молодежи в партнерстве с ПРООН,  УВКПЧ,  МПС,  Молодежной  инициативой  для расширения  и  укрепления  пропагандистской  деятельности  и  Европейским молодежном форумом, основана на предпосылке о том, что, если возраст позволяет какому-либо лицу голосовать, это лицо может и баллотироваться на выборах.

Глобальная  инициатива  по  обеспечению  достойных  рабочих  мест  для молодежи,  начатая  в  2016  году  под  руководством  МОТ,  объединяет  усилия учреждений  системы ООН,  направленные  на расширение страновой деятельности по продвижению  достойных рабочих мест для молодежи с помощью научно обоснованных мероприятий, знаний и многосторонних партнерств,  способствующих  достижению  целей  и  задач  в  области  устойчивого развития, связанных с занятостью молодежи.

Глобальное партнерство в области образования – многостороннее партнерство и платформа для финансирования, деятельность которой направлена на укрепление систем  образования  в  развивающихся  странах,  –  взаимодействует  с  молодежными активистами на уровнях от местного до глобального.

Ежегодно 12  августа  отмечается  Международный  день  молодежи  и  каждый  год посвящается  определенной  теме.  В  рамках  празднования  этого  дня  юношам  и девушкам всего мира предлагается проводить мероприятия для привлечения внимания общественности к проблематике и положению молодежи в своей стране.

Инициатива «Молодые  лидеры  за  достижение  Целей в  области  устойчивого развития» объединяет 17 представителей молодежи, обладающих  признанным авторитетом  в  руководстве усилиями,  направленными  на  содействие  достижению Целей  в области устойчивого  развития.  Кроме  того,  растет число инициатив по расширению участия  молодежи  в  политическом форуме высокого уровня, посвященном устойчивому развитию и ходу реализации Повестки дня на период до 2030 года.

На региональном уровне в рамках Организации исламского сотрудничества 7-8 сентября 2019 год проведен Шестой международный семинара Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС на тему «Важность поощрения и защиты прав молодежи для построения мирных демократических обществ и устойчивого развития».

Организаторами мероприятия выступили НПКПЧ ОИС, Правительство Узбекистана, УВКПЧ. На мероприятии приняли участие члены НПКПЧ, международные эксперты УВКПЧ ООН, Африканского союза, Центра статистических, экономических и социальных исследований и подготовки кадров для исламских стран ОИС (SESRIC), Молодежного форума исламского сотрудничества (ICYF), Консультативного совета Совета Европы по делам молодежи, представители государств-членов и государств-наблюдателей ОИС, национальных институтов по правам человека (НИПЧ) зарубежных стран, а также представители посольств государств-членов ОИС, международных организаций в Узбекистане, представители палат парламента, министерств и ведомств, национальных институтов по правам человека, институтов гражданского общества, а также молодежных организаций из  23  стран.

На заключительной сессии семинара принят итоговый документ - Ташкентская декларация о правах молодежи в государствах-членах ОИС.[9]

 

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О САМАРКАНДСКОМ ФОРУМЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

Цель

 

Основная цель Самаркандского Форума – обсуждение вопросов совершенствования существующих международных и региональных инструментов и механизмов для защиты и поощрения прав молодежи, а также роли молодежи в реализации Целей устойчивого развития ООН и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека.

В ходе Самаркандского Форума также планируется обсуждение проекта Конвенции о правах молодежи, которая представляет собой новый документ, отражающий  специфические права молодежи, необходимые к признанию в современном мире. Наличие международного документа подобного рода привлечет интерес государств к вопросам молодежи по всему миру. А выделение отдельных прав молодежи поспособствует оказанию адресной помощи. 

 

Ожидаемые результаты:

 

  • объективно проанализировать сферу применения существующих международных и региональных инструментов и механизмов для защиты и поощрения прав молодежи;
  • выделить ключевые проблемы, с которыми сталкивается молодежь для полной реализации своих прав, изучить влияние текущей политики и программ, касающихся молодежи;
  • выработать пути и средства для улучшения правовых, административных и политических рамок с конкретными рекомендациями по учету прав молодежи во всех государственных стратегиях, позволяющих им внести существенный вклад в реализацию Целей устойчивого развития.
  • рекомендовать конкретные программы, меры по осуществлению обучения молодежи в области прав человека

 

Организация Форума

Национальный ключевой организатор Форума:

Правительство Республики Узбекистан, представленное Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.

 

Международные партнеры:

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Региональное отделение УВКПЧ ООН по Центральной Азии, Программа развития ООН, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане и другие международные партнеры

 

Участники

Форум предполагает участие около 200 участников, в том числе местных и зарубежных экспертов, представителей парламентов, судебной системы, правоохранительных органов, государственных координационных органов по представлению отчетности и последующим действиям, национальных институтов по правам человека, молодежных организаций, институтов гражданского общества, представителей средств массовой информации и представителей международных и региональных организаций.

 

 

Дата и место проведения

12-13 августа, г. Самарканд

 

Рабочие языки

Узбекский, русский и английский языки.

 

Контактная информация

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека:

  • Эл. адрес: info@nhrc.uz / nhrc@mail.ru,
  • Телефон / Факс: (+ 998 71) 233 10 97; 233 12 11

 

 

Веб-сайт Форума

www.asianforum.uz