• 12
  • Окт

Права молодежи Нового Узбекистана под надёжной защитой Конституции

9 марта 2023 года на очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан был рассмотрен вопрос о проведении референдума по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан». В процессе разработки данного проекта была проведена тщательная глубокая аналитическая работа, в ходе которой были изучены более 400 международных документов и конституций более чем 190 стран.

Если рассмотреть вопрос прав молодежи в ретроспективном аспекте, то можем увидеть, что права молодежи связаны с развитием теории прав человека и нашли отражение в таких актах, как Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Habeas Corpus Act 1679 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Решающим этапом в развитии прав молодежи стали буржуазно-демократические революции XVII–XVIII вв., в результате которых был признан универсальный характер прав молодежи из различных социальных слоев.

К 70-м гг. XX в. молодежная политика в большинстве развитых стран становится самостоятельным направлением государственной политики. Законодательное закрепление отдельных прав молодых граждан становится общим для мировой практики явлением (законы о социальной защите молодежи были приняты в Австрии, Греции, Индии, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Турции, Финляндии, Швеции).

Что касается институционального развития, то по данным ООН, около 90 стран мира имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику[1].

Анализ конституционно-правового закрепления прав молодежи зарубежных стран показывает, что основные законы ряда государств довольно детально регулируют принципы и направления социальной политики, меры государственной поддержки молодежи, их социальные права молодежи и гарантии.

Согласно Конституции Португальской Республики, государственная система социального обеспечения подробно закрепляет государственную молодежную политику, социальные права молодежи в трудовой сфере, области образования, в реализации культурных прав — это осуществление жилищной политики, создание условий для эффективного включения молодых в активную жизнь, воспитанию сознательного стремления служения обществу (статьи. 64, 65, 69, 70)[2].

В Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации отдельной статьей закреплены «нужды молодежи». В статье 41 Конституции закреплены социальные цели Союза и кантонов — «дети и подростки поощряются в своем развитии в самостоятельных и социально ответственных лиц и поддерживаются в своей социальной, культурной и политической интеграции». Конфедерация «учитывает потребности детей и молодежи в полноценном развитии и защите. Государство имеет право содействовать внешкольной деятельности детей и молодежи, принимать законы о занятии спортом молодежи и объявить обязательным обучение какому-либо виду спорта в школах» (ст. 67–68)[3].

В Конституции Социалистической Республики Вьетнам в статье 59 содержится обязанность «государства и общества создать для одаренных учеников такие условия, при которых они могут развивать свои способности, а также создает необходимые условия для получения детьми-инвалидами общего и соответствующего их возможностям профессионального образования»[4].

Конституцию Республики Гондурас в статье 120 закрепляет, что: «Несовершеннолетние, физически или умственно неполноценные дети, сироты, брошенные дети входят в сферу действия специального законодательства, направленного на социальную реабилитацию, охрану и защиту — в зависимости от конкретного случая». Кроме того, статьей 122 определены «специальные судебные округа и суды, которые рассматривают дела по проблемам материнства и несовершеннолетних детей», то есть конституционно закреплены нормы о ювенальной юстиции[5].

Таким образом, основные тенденции, содержащиеся в конституционных нормах зарубежных государств, в части защиты и поддержки молодежи выражаются в следующем:

Во-первых, в приоритетном порядке закреплены основы государственной молодежной политики.

Во-вторых, детально урегулированы права молодежи в различных сферах жизни общества.

В-третьих, закреплены гарантии защиты молодых людей от любых форм дискриминации, эксплуатации, насилия, жестокости и угнетения.

В-четвертых, поощряется инициатива молодежи в ее стремлении к преобразованию и развитию государства, учитываются ее интересы.

Помимо анализа зарубежной практики в сфере молодежной политики, необходимо отметить успешный опыт нашей страны, демонстрирующий за последние шесть лет. Надо отметить на сегодняшний день проводятся беспрецедентные реформы и принимаются комплексные меры для реализации потенциала молодежи. Поскольку это является одним из приоритетных направлений государственной политики, и нынешних условиях наша страна уделяет этому вопросу большое внимание.

Учитывая, что молодежь во всем мире является локомотивом развития государства, глава нашей страны в своем выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выдвинул несколько инициатив, направленных на обеспечение устойчивого и всестороннего развития в мире. Одна из этих инициатив заключается в предложении принять Международную конвенцию о правах молодежи, которая позволит установить общепризнанные стандарты в области защиты прав и интересов молодежи, а также обеспечить сотрудничество государств в этой сфере.

Необходимо отметить, что молодежная политика является приоритетом развития Нового Узбекистана. В стране создана необходимая правовая база защиты прав молодежи. Одним из важнейших документов является Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике»[6], который предусматривает меры социальной поддержки молодежи, гарантии прав свобод молодежи, а также способы поддержки одаренной и талантливой молодежи.

Согласно официальной статистике, более 18 миллионов жителей Узбекистана – молодые люди, а к 2040 году этот показатель может достигнуть 25 миллионов. Принимая во внимание, что молодежь является ресурсом и потенциалом прогрессивного развития любой страны, объектом национально-государственных интересов выявляется необходимость вынесения вопроса о молодежи на конституционно-правовой уровень.

К примеру, в проекте новой Конституции имеется отдельная глава, посвященная правам молодежи, которая провозглашает, что государство обязуется обеспечивать защиту личных, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав молодежи, а также поощрять их активное участие в жизни общества и государства.
К сожалению, в действующей Конституции не имелось каких-либо положений, посвященных правам молодежи. Возложение на государство ответственности указанных прав будет способствовать молодежи полноценному проявлению себя в жизни общества и государства.

В проекте новой Конституции определяется также право молодёжи обучаться в вузах за счёт государства на основе гранта, то есть возможность получения высшего образования за счёт государства «гарантирована талантливой молодёжи. В свою очередь это означает, что на государственные гранты в высшем образовании всегда будут выделяться квоты, и эта процедура никогда не будет отменена».

Закрепление прав молодежи на высшем правовом уровне позволит повысить эффективность поддержки молодежи на новый качественный уровень не только в области образования, но и в других приоритетных направлениях.

Таким образом, внесение в основной закон страны поправки, закрепляющей основы государственной молодежной политики является важным шагом вперед, положившим основу для дальнейшего совершенствования законодательства о правах молодежи и формирования единого подхода в реализации молодежной политики на территории всей страны.

 

 

Набиев Аббосбек Усмонжон угли

Ведущий специалист отдела анализа и исследований в области прав человека
Национального Центра Республики Узбекистан по правам человека