• 13
  • Окт

ИНСТИТУТ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА

 В этом году исполняется 75 лет со дня принятия Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека. Этот эпохальный документ и закрепленный в нем глобальный консенсус служат для мирового сообщества источником силы и вдохновения в отстаивании принципов универсальности, взаимозависимости и неделимости прав населения нашей планеты.

 Для понимания важности декларации стоит отметить: необходимость разработки такого всеобщего договора была связана с масштабными и беспрецедентными нарушениями прав человека во время Второй мировой войны. В 1947-м, когда кровопролитная трагедия уже подошла к концу, представители 18 стран подготовили Международный билль о правах человека (позже переименованный во Всеобщую декларацию прав человека).

10 декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Пале де Шайо (Париж) 48 странами (из 58 членов ООН) был поддержан текст акта, который уже долгие годы остается важнейшим универсальным документом, объединяющим государства с разными моделями социально-экономического развития, идеологией, политическими системами, религиозными и культурными ценностями.

На основе декларации в 1966-м приняты международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных. А основные положения декларации приобрели статус норм международного обычного права.

В Узбекистане с первых дней обретения независимости защита прав человека рассматривается как один из основных приоритетов укрепления мира и безопасности, стабильности, обеспечения устойчивого развития.

В частности, Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 года провозгласил: «На территории Республики Узбекистан устанавливается гражданство Республики Узбекистан в соответствии с всеобщей Декларацией прав человека» (статья 15). Кстати, декларация стала первым международным документом, к которому присоединилась наша страна после обретения суверенитета.

Основные положения декларации нашли воплощение в нормах Конституции, а также национального законодательства, обеспечивающего надежную защиту политических, экономических, социальных, экологических и культурных прав и свобод человека.

Сегодня в республике активно формируется стабильная социально-политическая система, отвечающая современным критериям демократии. Более чем за три десятилетия независимости сформировались принципы и основные направления государственной политики в сфере, к которым относятся:

приверженность общепризнанным идеям и ценностям демократии, а также международным обязательствам в области прав человека;

приоритет национальных интересов, основывающийся на формировании сильной правовой государственности и справедливого гражданского общества;

принцип открытости и транспарентности, который означает, что обсуждение и решение всех проблем в этой сфере осуществляются в диалоге со всеми институтами гражданского общества, а также зарубежными партнерами.

В результате наша страна осуществила широкомасштабное внедрение международных стандартов в области прав человека в жизнь общества, сознание граждан и госслужащих. С учетом того факта, что невозможно построить правовое демократическое государство без участия профильных организаций и присоединения к основным актам о правах человека, главной задачей независимого Узбекистана обозначено неукоснительное соблюдение обязательств в сфере.

В настоящее время республика присоединилась более чем к 80 международным документам по правам человека, в числе которых семь основных договоров и четыре факультативных протокола ООН. Узбекистан постоянно представляет национальные доклады по их выполнению в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН. Создана собственная модель обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Принято 12 конституционных законов, 18 кодексов и свыше 700 законодательных актов, регулирующих направления, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека, соответствующих международных соглашениях и договорах.

Принятая 30 апреля 2023 года на основе всенародного референдума Конституция в новой редакции подтвердила незыблемость внешнеполитических приоритетов Узбекистана в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов человека. В отличие от ранее действовавшего Основного закона количество норм, обеспечивающих защиту прав и свобод человека, увеличено в 3,5 раза. Преамбула провозгласила приверженность национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета.

Статья 13 гласит: демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. В статье 19 указано на гарантированность прав и свобод человека согласно общепризнанным нормам международного права. Статья 54 провозглашает, что обеспечение прав и свобод человека - высшая цель государства. Каждый вправе в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными договорами обращаться в органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В Узбекистане сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов в сфере прав человека.

Республика первой в Центральной Азии организовала действенную институциональную систему защиты прав человека, включающую в себя наряду с традиционной правоохранительной (суд, прокуратура, адвокатура и другое) внесудебную систему обеспечения прав человека (Парламентский омбудсман, Бизнес-омбудсман, Омбудсман по правам ребенка и Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека).

Особо отметим: статья 56 на конституционном уровне легитимизировала статус национальных институтов по правам человека, определив, что они дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению соответствующей культуры. Здесь же закреплены обязательства государства по созданию условий для организации деятельности национальных институтов по правам человека.

С учетом рекомендаций Совета ООН по правам человека (СПЧ) и договорных комитетов по правам человека ООН соответствующим Указом Президента от 22 июня 2020 года утверждена и последовательно реализуется Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека.

А в октябре того же 2020-го впервые в истории национальной государственности наша страна была избрана в СПЧ на трехлетний срок. Это стало ярким свидетельством признания на мировой арене достижений республики и наблюдаемого прогресса в осуществлении реформ в сфере либерализации общества, укрепления основных прав и свобод человека, а также инициатив Президента в данной области.

Так, соответствующие вопросы занимают приоритетное место и во внешней политике Узбекистана. Правительство придает большое значение развитию сотрудничества. Сегодня в качестве ключевых сфер в Новом Узбекистане определены права на здоровье, гендерное равенство, защита прав лиц с инвалидностью и молодежи, укрепление системы защиты социальных прав населения, предотвращение бедности, обеспечение экологических и информационных прав граждан, укрепление независимости судов, борьба с пытками, развитие регионального сотрудничества и другие права.

Руководством страны выдвинут ряд важных инициатив глобального, регионального и национального масштаба, которые охватывают практически все механизмы обеспечения прав и законных интересов каждого, имеющиеся проблемы и пути их решения. Оригинальность и творческий подход позиции Узбекистана в повестке дня в области прав человека отразили значимость предложений нашей стороны по принятию Конвенции о правах молодежи, учреждению института Специального докладчика ООН по этому направлению, разработке универсальных принципов деятельности судебных советов.

Глава Узбекистана анонсировал на 46-й сессии СПЧ проведение под эгидой ООН Всемирной конференции по правам молодежи, которая состоялась 12-13 августа 2021 года, позволила обменяться мнениями и выработать предложения по вопросам совершенствования существующих международных региональных инструментов и механизмов для защиты юношей и девушек. Также в целях совершенствования существующих и формирования новых механизмов защиты прав человека, выработки практических рекомендаций по развитию сотрудничества национальных профильных учреждений в регионе в ноябре 2018-го в Самарканде прошел Азиатский форум по правам человека.

В рамках реализации в Узбекистане Всемирной программы образования в области прав человека и Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека сформирована система получения необходимых знаний, охватывающая детей дошкольного и школьного возраста, студентов средних специальных и высших учебных заведений, государственных служащих, работников правоохранительной системы и судов, педагогических, медицинских и социальных работников, повышающих уровень квалификации в сфере прав человека в рамках соответствующих институтов, центров и курсов.

Сегодня республика выходит на новый уровень развития как активный участник глобальной нормотворческой деятельности и субъект международного права, выступая с предложениями о заключении международных договоров.

По предложению Узбекистана Организацией Объединенных Наций принят важный документ - резолюция «Просвещение и религиозная толерантность», что стало практическим воплощением инициативы Президента Узбекистана. В ней подчеркивается роль поощрения просвещения, мира, прав человека, толерантности и дружбы, также признается значимость инклюзивности, взаимоуважения, уважения личности и понимания в общем деле по укреплению безопасности и мира на планете.

Наша страна последовательно выступает соавтором резолюций Генеральной Ассамблеи, касающихся защиты, поощрения и развития прав человека, и голосует в их поддержку. При этом налажен конструктивный диалог как с национальными, так и международными неправительственными правозащитными организациями.

С учетом значимости Всеобщей декларации прав человека как общечеловеческого ориентира принят Указ Президента «О широком праздновании 75-летия принятия Всеобщей декларации прав человека» от 12 мая 2023 года. Документ определяет в качестве важнейшей задачи государственных организаций и учреждений, общественных объединений, средств массовой информации активное участие в мероприятиях, посвященных 75-летию принятия декларации. Утверждена программа соответствующих мероприятий. Инициатива направлена на продолжение выполнения международных обязательств в области прав человека, повышение знаний граждан о принципах и нормах Всеобщей декларации.

На Национальную комиссию по реализации Четвертого этапа Всемирной образовательной программы в области прав человека в Республике Узбекистан возложено:

содействие в организации мероприятий, указанных в программе, а также осуществление мониторинга и контроля за их своевременным проведением;

обеспечение тесного взаимодействия с международными организациями, прежде всего с учреждениями ООН, по активному участию представителей Узбекистана в международных мероприятиях, посвященных 75-летию принятия Всеобщей декларации прав человека;

организация широкого освещения в средствах массовой информации мероприятий, посвященных 75-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, а также пропаганда уважения человеческого достоинства и соблюдения прав человека, в том числе обеспечение подготовки, перевода на иностранные языки и публикации информационно-аналитических материалов.

С 2023-го ежегодно с 1 по 10 декабря будет проводиться декада «Прав человека» и общенациональный урок, посвященный принятию Всеобщей декларации прав человека, во всех учреждениях общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.

Очевидно, что указанные выше серьезные и последовательные шаги Узбекистана свидетельствуют не только о значимости положений Всеобщей декларации прав человека в обеспечении основных прав и законных интересов граждан, но и о непоколебимом решении нашей республики следовать по пути демократии, от которого зависят мир, стабильность и благополучие народа.

Последовательная реализация задач, направленных на эффективное выполнение международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека, служит дальнейшему укреплению ее имиджа на международной арене.

 

Баходир Исмаилов,

Заведующий сектором законодательства в сфере международных отношений

Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан доктор юридических наук, профессор.