• 29
  • Ноя

На днях будет отмечаться 70-летие Всеобщей декларации прав человека. Узбекистан в качестве страны, твердо приверженной идеям, обозначенным в этом документе, также вносит свою лепту в празднование знаменательной даты.

Недавно в Самарканде состоялся Азиатский форум по правам человека. Высокий уровень представительности участников форума свидетельствовал о международной поддержке инициативы руководства Узбекистана, озвученной в рамках сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.

Естественно, проведение столь масштабного международного форума стало возможным в результате признания международным сообществом последовательно осуществляемых реформ в Узбекистане по укреплению гарантий обеспечения прав и свобод человека.

Какие же реализованы реформы в нашей стране? В первую очередь, следует выделить, что отличительной чертой политики Президента Шавката Мирзиёева выступает открытость госорганов и их диалог с народом. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и ежегодные госпрограммы по ее реализации также разработаны с учетом результатов диалога госорганов с населением.

В Узбекистане внедрена уникальная система «обратной связи» между госорганами и гражданами, основанная на механизмах организации диалога с народом через Виртуальные и Народные приемные Президента страны, а также непосредственное изучение общественного мнения, в том числе посредством социальных медиа, где открыто обсуждаются насущные проблемы населения.

Главное, результаты анализа этих обращений учитываются при принятии реальных политических решений, тем самым обеспечивается участие граждан в управлении государством. В стране внедрен институт петиций – в 2018 г. создан специальный портал «Менинг фикрим» («My opinion»). Коллективные обращения граждан через данный портал рассматриваются парламентом или местными Кенгашами народных депутатов.

На лицо коренная либерализация информационной сферы. Контент публикуемых в СМИ материалов приобрел заметно критический характер, и госорганы в своей деятельности стали практически реагировать на критические публикации в СМИ.

Во-вторых, Узбекистан целенаправленно совершенствует национальные механизмы защиты прав человека. В этом процессе обеспечивается активное участие ННО и других институтов гражданского общества.

С 2014 года существенно либерализовано законодательство об ННО, устранены фактические барьеры, ограничивающие их деятельность. Ставка государственной пошлины за регистрацию ННО снижена в 5 раз, за регистрацию символики – в 2,5 раза. Отменена пошлина за регистрацию подразделений ННО (представительств и филиалов), снижена пошлина за регистрацию ННО инвалидов, ветеранов, женщин и детей до 50 процентов от размера госпошлины. ННО освобождены от уплаты более 10 видов налогов и других обязательных платежей (налогов на прибыль, имущество, НДС).

Роспуск, запрещение или ограничение деятельности ННО осуществляются только на основании решения суда, а ликвидация ННО осуществляется только по решению ее высшего органа либо на основании решения суда.

В мае 2018 г. принят указ Президента, которым значительно упрощены требования к деятельности ННО. В частности: отменен порядок согласования ННО мероприятий с регистрирующим органом путем внедрения уведомительного порядка; установлено, что использование ННО денежных средств и имущества, поступивших от зарубежных государств, международных и иностранных организаций, осуществляется без всяких препятствий после согласования их получения с регистрирующим органом; осуществляются поступления грантовых средств на специально открытые счета ННО в любых банковских учреждениях; упорядочен порядок проведения проверок и мониторинга деятельности ННО с установлением конкретных сроков и периодичности; сокращены виды отчетности и упрощены формы отчетов ННО, предоставляемые в регистрирующие, налоговые, статистические органы; с января 2019 года внедряется порядок подачи в электронном виде документов ННО в регистрирующие органы.

Наряду с этим до конца 2018 года будут созданы дома ННО на базе пустующих и неэффективно используемых объектов государственной собственности. В них будут размещаться на безвозмездной основе вновь создаваемые ННО, а также осуществляющие свою деятельность в социально значимых сферах.

Учрежден нагрудный знак «За вклад в развитие гражданского общества», вручаемый представителям институтов гражданского общества, внесшим достойный вклад в развитие «третьего сектора».

Государство налаживает социальное партнерство с институтами гражданского общества. Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе и парламентская комиссия осуществляют прозрачное, открытое, адресное и демократическое распределение финансовых средств, направляемых из Государственного бюджета на поддержку деятельности ННО. За последние 9 лет на поддержку ННО, реализацию ими различных социальных проектов фондом выделено в форме субсидий, грантов и размещения социальных заказов около 70 миллиардов сумов.

В-третьих, в мае этого года в рамках 30-й сессии Рабочей группы Совета по правам человека ООН по универсальному периодическому обзору (УПО), проходившей в Женеве, рассмотрен третий по счету Национальный доклад Республики Узбекистан по правам человека. Представители зарубежных делегаций, приветствуя принимаемые в Узбекистане меры по улучшению ситуации в сфере защиты прав человека, высказали 212 рекомендаций, из них 198 принято, 14 принято к сведению.

Принятие последующих мер в связи с рекомендациями и их выполнение имеют ключевое значение для поддержания значимости УПО. В этой связи Узбекистан примет «дорожную карту» по реализации рекомендаций Совета ООН по правам человека по итогам рассмотрения третьего Национального доклада Республики Узбекистан по правам человека в рамках УПО и представит промежуточный доклад о ходе выполнения на практике рекомендаций.

В-четвертых, проведена конституционная реформа, согласно которой образован Высший судейский совет, являющийся органом судейского сообщества и обеспечивающий соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти. Упразднена Высшая квалификационная комиссия по отбору судей при Президенте, функции которой переданы вновь образованному совету. Вопросы материально-технического обеспечения судов переданы из ведения Министерства юстиции в ведение Верховного суда.

Установлен бессрочный период пребывания в должности судьи, с определением предельного срока пребывания в данной должности (70, 65 лет). Установлен запрет на привлечение к ответственности судей без заключения Высшего судейского совета.

Постановлением палат парламента от 24 апреля 2018 года образована Парламентская комиссия по содействию обеспечению независимости судебной власти.

Отныне порядок назначения судей полностью соответствует Основным принципам, касающимся независимости судебных органов (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.; одобрено РУз в 1997г.) и Процедурам эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов (24.05.1989 г.).

Президентом Республики Узбекистан принят указ от 30.11.2017 №УП-5268, которым в категоричной форме осуждаются и признаются недопустимыми доказательства, полученные с нарушением прав граждан с применением пыток, психологического и физического давления и других жестоких, бесчеловечных видов обращения, с нарушением прав на защиту и права пользования услугами переводчика. Законом от 4 апреля 2018 года введена уголовная ответственность за фальсификацию (подделку) доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности. Данным законом пересмотрена ст. 235 УК в соответствии со ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В-пятых, коренным образом совершенствуется система адвокатуры, как института, обеспечивающего равноправие сторон в судопроизводстве. Прекращение действия лицензии осуществляется исключительно в судебном порядке по обращению Министерства юстиции Республики Узбекистан на основании заключения Высшей квалификационной комиссии.

Свидания адвокатов со своими подзащитными обеспечиваются своевременно и беспрепятственно в специальных комнатах, не имеющих устройств аудио- и видеонаблюдения, а также без присутствия посторонних лиц.

Запросы адвокатов на получение справок, характеристик и иных документов или их копий, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, из государственных и иных органов, а также предприятий, учреждений и других организаций должны исполняться в срок не более пятнадцати дней с момента получения запроса. За несвоевременное представление, предоставление ложной или недостоверной информации по запросу адвоката виновные должностные лица привлекаются в установленном порядке к административной ответственности на основании прямого обращения адвоката в суд.

В-шестых, на уровне главы государства, парламента и правительства приняты существенные меры по искоренению случаев принудительного труда. Как свидетельство серьезности намерений Узбекистана в этом плане можно привести лишь один пример.

Президент Узбекистана 29 октября 2018 года подписал указ о повышении ответственности руководителей органов госвласти всех уровней за недопущение и искоренение любых проявлений и всех форм принудительного труда.

Перед хлопкоуборочным сезоном правительство Узбекистана приняло новые экономические меры, направленные на исключение случаев принудительного труда при сборе хлопка-сырца. В частности, отныне размер оплаты труда за ручной сбор хлопка приведен в соответствие со среднестатистическим размером оплаты труда на рынке труда. Таким образом, отныне сбор хлопка-сырца становится одним из экономически выгодных видов обеспечения занятости населения сезонными работами.

Это только краткий обзор реализованных в последние годы коренных реформ в области совершенствования организационно-правовых основ гарантированной защиты прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Однако, перечисленные реформы ярко свидетельствуют о твердой приверженности Республики Узбекистан идеям защиты прав и свобод человека.

С уверенностью можно утверждать, что проведенный в Самарканде Азиатский форум по правам человека внесет весомый вклад в дело укрепления принципов прав человека на нашем обширном континенте, частью которого является Узбекистан.

 

Сухроб ЮСУПОВ,

заместитель начальника Управления правовой защиты

интересов Республики Узбекистан в международных и

иностранных организациях Министерства юстиции

Республики Узбекистан.