Темы

ОБЗОР САМАРКАНДСКОГО ФОРУМА

 

Работа Самаркандского форума по правам человека направлена на определение основных путей осуществления и совершенствование работы в сфере обеспечения прав молодежи.

 

Часть I: Развитие международных стандартов прав молодежи

Цель: Обсуждение имеющихся международно-правовых инструментов и механизмов в сфере прав молодежи в мире, а также основных положений проекта Международной конвенции о правах молодежи.

В мире не существует международных документов, которые бы закрепляли права молодежи. Молодежь пользуется общечеловеческими правами и, казалось бы, не нуждается в особых правах. Однако современный взгляд на многие проблемы, с которыми сталкиваются преимущественно представители молодежи, заставляют обратить особое внимание на данный слой населения. Среди таких проблем подверженность экстремистским убеждениям, дискриминация по различным признакам, безработица, ограниченный доступ к активному участию в политической жизни страны и др.

На 39 сессии Генеральной Ассамблеи ООН были озвучены проблемы в области обеспечения прав молодежи, а также рекомендации к деятельности по расширению доступа к правам представителей молодежи. 

 

Организация Объединенных Наций давно признала, что творческий подход, идеалы и энергия молодых людей имеют жизненно важное значение для дальнейшего развития обществ, в которых они живут. Государства — члены Организации Объединенных Наций признали это в 1965 году, когда они одобрили Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами.

Два десятилетия спустя Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 1985 год Международным годом молодежи под лозунгом «Участие, развитие и мир». Празднование этого года привлекло международное внимание к той важной роли, которую молодежь играет в мире, и в частности к ее потенциальному вкладу в развитие.

В 1995 году, в десятую годовщину Международного года молодежи, Организация Объединенных Наций укрепила свою приверженность делу молодежи. Она приняла международную стратегию - Всемирную программу действий, касающуюся молодежи, до 2000 года и на последующий период, которая привлекает внимание международного сообщества и направляет его усилия на решение проблем, с которыми столкнется молодежь в следующем тысячелетии.

В декабре 1999 года Генеральная Ассамблея в своей резолюции 54/120 одобрила рекомендацию Всемирной конференции министров по делам молодежи (Лиссабон, 8–12 августа 1998 года) о провозглашении 12 августа Международным днем молодежи. Ежегодно Международный день молодежи, который каждый год посвящается новой теме, помогает привлечь внимание международного сообщества к молодежной проблематике и отмечает потенциал молодежи как партнера в современном глобальном обществе.

В декабре 2009 года, приурочив это к 25-й годовщине первого Международного года молодежи, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 64/134, в которой провозгласила год, начинающийся 12 августа 2010 года, новым Международным годом молодежи. Ассамблея призвала правительства, гражданское общество, отдельных лиц и общины во всем мире поддержать мероприятия, проводимые в ознаменование Года, на местном и международном уровнях.

 

Часть II: Права молодежи и Цели устойчивого развития (ЦУР)

Цель: Обсуждение роли молодежи в реализации Целей устойчивого развития, а также определение ключевых проблем в реализации прав молодежи

В  Повестке  дня  на  период  до  2030  года  молодежь  была  названа движущей силой перемен; в ней был признан тот факт, что цели в области устойчивого развития носят комплексный, неделимый и глобальный характер и  что поэтому все они без исключения применимы к молодежи. Кроме того, молодые люди являются основными бенефициарами Повестки дня, поскольку успех или неудача в достижении этих целей существенно повлияет на будущее сегодняшней молодежи. Обязательства в  отношении  молодежи  были  также  приняты  в  целом  ряде  документов,  включая  Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах и Договор по обеспечению учета проблем  молодежи  при  осуществлении  гуманитарной  деятельности,  принятый  на Всемирном  саммите  по  гуманитарным  вопросам,  состоявшемся  в  мае  2016  года  в Стамбуле, Турция.

К 2030 году — установленному сроку достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые входят в Повестку дня на период до 2030 года, — численность молодежи, по прогнозам, увеличится на 7 процентов. Поскольку молодежь все чаще требует более справедливых, равноправных и прогрессивных возможностей и решений в своих обществах, необходимость решения многогранных проблем, с которыми сталкиваются молодые люди (таких как доступ к образованию, здравоохранению, занятости и гендерному равенству), становится как никогда острой.

Молодежь может стать позитивной силой для развития, если ей будут предоставлены знания и возможности, необходимые для ее процветания. В частности, молодые люди должны получать образование и навыки, необходимые для того, чтобы вносить свой вклад в развитие производительной экономики; и им нужен доступ к рынку труда, который мог бы принять их в ряды рабочей силы.

Основным принципом Повестки дня на период до 2030 года является то обязательство, что «никто не будет забыт». Цели в области устойчивого развития предназначены для всех стран, всех народов всех возрастов и всех обществ. Универсальный характер Повестки дня на период до 2030 года предполагает, что интересы молодежи должны учитываться во всех целях и задачах. В то же время вопросы молодежи конкретно упоминаются в следующих четырех областях: занятость молодежи, девочки-подростки, образование и спорт в интересах мира. Кроме того, было признано, что молодые люди являются движущей силой перемен и им доверена задача раскрыть свой собственный потенциал и построить мир, пригодный для жизни будущих поколений.

Благополучие, участие и расширение прав и возможностей молодежи являются ключевыми факторами устойчивого развития и мира во всем мире. Для достижения целей Повестки дня на период до 2030 года требуются прочные и инклюзивные партнерские отношения между молодежью и всеми заинтересованными сторонами, с тем чтобы решить стоящие перед молодежью проблемы развития (такие как безработица, политическая изоляция, маргинализация, проблема доступа к образованию и здравоохранению и т.д.) и признать позитивную роль молодежи как партнера в деле поощрения развития и поддержания мира.

Хотя все цели в области устойчивого развития имеют решающее значение для развития молодежи, в последнем издании Всемирного доклада по вопросам молодежи их достижение в области образования и занятости подчеркивается как имеющее основополагающее значение для общего развития молодежи.

 

Часть III: Образование молодежи по вопросам прав человека

Цель: проанализировать международный опыт в области образования молодежи по правам человека, а также разработать рекомендации по повышению уровня грамотности молодежи по вопросам прав человека.

Образование является одним из основных прав молодежи во всем мире. В цели 4 в области устойчивого развития содержится призыв обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для достижения этой цели необходимы согласованные усилия по обеспечению того, чтобы молодые женщины и мужчины имели доступ к бесплатному, справедливому и качественному образованию, а также к адаптированным к их потребностям возможностям профессиональной подготовки.

Резолюция A/HRC/39/3 Совета ООН по правам человека постановила определить молодежь в качестве целевой группы четвертого этапа Всемирной программы – с уделением особого внимания образованию и подготовке по вопросам равенства, прав человека и недискриминации, а также интеграции и уважению разнообразия с целью создания инклюзивных и мирных обществ – и согласовать четвертый этап с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в частности с задачей 7 Цели 4 в области устойчивого развития, с учетом синергизма между различными упомянутыми в ней концепциями и методиками обучения

Кроме того, рекомендуется государствам разрабатывать комплексные и устойчивые национальные планы действий по образованию и подготовке в области прав человека, выделяя ресурсы специально на эти цели;

В декабре 2011 года Генеральная ассамблея приняла Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека. Данная декларация носит прорывной характер, поскольку это первый документ, посвященный конкретно ОПЧ, поэтому он является ценнейшим инструментом для продвижения и распространения информации о важности ОПЧ. Декларация гласит, что «каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека» и что «образование и подготовка по правам человека имеют важнейшее значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав чело-века». В Декларации содержится также широкое определение ОПЧ, которое включает образование о правах человека, через эти права и в поддержку этих прав.     Декларация возлагает на государства основную ответственность за «продвижение и обеспечение образования и подготовки в области прав человека» (статья 7).

В п. 20 Самаркандской декларации отмечается, что «Учитывая, что молодежь определена в качестве целевой группы четвертого этапа Всемирной программы ООН по образованию в области прав человека, осуществлять сотрудничество с образовательными учреждениями, институтами гражданского общества, молодежными организациями в сфере образования и подготовке по вопросам равенства, прав человека и не дискриминации..».

 

 

[1] A /73/730

[2] Молодежь и права человека. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Документ ООН A /HRC/39/33

[3] https://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/wpay2010.pdf 

[4] https://www.un.org/press/en/2015/sc12149.doc.htm 

[5] https://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/au/african_youth_charter_2006.pdf 

[6] Молодежь и права человека. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Документ ООН A /HRC/39/33

[7] IPU, Youth participation in national parliaments: 2018.

[8] См. A/72/761-S/2018/86

[9] https://www.oic-iphrc.org/en/data/docs/seminars/881132.pdf