- 29
- Июн
ИНФОРМАЦИЯ о шестнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
25 июня 2021 года в городе Ташкенте состоялось шестнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены Правительства, руководители министерств и ведомств, а также представители средств массовой информации.
Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената Олий Мажлиса и его страницах в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».
На пятнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса сенатором Анной Добрих из Наманганской области был поднят вопрос об исполнении постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечней объектов оценки соответствия в Республике Узбекистан, соответствие которых подлежит подтверждению», которое создало ряд проблем при сертификации продукции в деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность в текстильной промышленности.
Данный вопрос был изучен Комитетом по вопросам бюджета и экономических реформ, о результатах которого на шестнадцатом пленарном заседании доложил председатель Комитета Э.Гадоев.
По результатам изучения выяснилось, что основной проблемой при ввозе в республику продукции, которая считается необходимой для производства (ткани, пряжи, фурнитуры и другого сырья), в процессе таможенного оформления в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 30 января 2021 года требуется представление таможенными брокерами сертификатов соответствия.
Кроме того, выявлены и другие системные проблемы, которые беспокоят производителей и население.
В частности, требуются сертификаты соответствия и при импорте юридическими и физическими лицами сырья для переработки, а также продукции гуманитарной помощи и технической помощи с невысоким уровнем безопасности.
Это обстоятельство оказывает негативное воздействие на производственные процессы предприятий, приводит к расходованию дополнительных средств, несвоевременному исполнению обязательств перед иностранными покупателями, а также к недовольству предпринимателей.
При изучении соответствующего опыта зарубежных стран выяснилось, что оценка соответствия ввозимой продукции для нужд собственного производства не требуется, она необходима только при выпуске продукции в обращение на внутреннем рынке.
В связи с этим и в целях устранения бюрократических барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в Правительственную комиссию по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития местной промышленности и технического регулирования внесено предложение о неприменении получения сертификата соответствия в отношении продукции, используемой для собственных производственных нужд, импортируемой в целях переработки (толлинга), а также гуманитарной помощи и технической помощи.
Председатель Комитета Э.Гадоев отметил, что на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2021 года № УП-6240 «О кардинальном совершенствовании государственного управления в области технического регулирования» вышеуказанные проблемы будут решены, так как определен ряд задач в «Дорожной карте» по внедрению упрощенного таможенного оформления при импорте продукции и развитию национальной инфраструктуры качества в 2021 году.
Сенаторы рассмотрели вопрос о совершенствовании деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в сфере обеспечения открытости и гласности в государственных органах.
Отмечалось, что в Стратегии действий в качестве важного направления реформы государственного управления определены обеспечение прозрачности государственного управления, внедрение современных форм представления информации о правах и свободах и законных интересах физических и юридических лиц.
За короткий период времени в этом направлении проделана значительная работа и достигнуты положительные результаты. В частности, в рамках правительственного портала запущен Портал открытых данных Республики Узбекистан, который обеспечивает свободный и неограниченный доступ к информации для физических и юридических лиц. Кроме того, запущены десятки электронных площадок, таких как «Мое мнение», «Открытый бюджет», «Государственные закупки», «Прозрачное строительство». Созданы официальные сайты государственных и общественных организаций всех уровней, которые постоянно обновляются.
Сенаторы подчеркнули необходимость разъяснения народу процесса изменений и обновления в стране, сути проводимых масштабных реформ, насыщения национального информационного пространства объективной и достоверной информацией, а также информационной политики и прозрачности, систематического контроля, в том числе парламентского контроля.
В ходе заседания рассмотрен вопрос о создании Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам информационной политики и обеспечения открытости в государственных органах. Кроме того, было уделено внимание задачам данного Комитета.
Комитет координирует и осуществляет контроль за прозрачностью государственных органов и организаций.
На заседании заместителем председателя данного Комитета избран сенатор Бокиев Фарход Эсанович.
По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
На пленарном заседании Сената рассмотрены результаты изучения состояния махаллей, вопросов защиты прав и интересов женщин, поддержки предпринимательства, обеспечения занятости населения.
Отмечалось, что сегодня выдвинутые главой государства методы работы в разрезе махаллей и непосредственно с гражданами показывают свою эффективность в решении вопросов, поднятых в обращениях населения и устранении многих проблем в обществе. В целях выявления и устранения проблем на местах в разрезе махаллей, в частности, обеспечения исполнения программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» проводится широкомасштабная работа.
Так, в целях внедрения принципа равенства между женщинами и мужчинами во всех сферах и уровнях принятия и исполнения решений в стране, создания условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также пропаганды гендерного равенства в экономической, политической и социальной жизни принята Стратегии достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года.
Еще одна особенность. За истекший период органами труда оказаны услуги в сфере занятости и труда 308,8 тыс. женщинам. Совершенствована система эффективной реализации программ профессионального обучения и обучения предпринимательству молодежи и женщин, а также выделения микрокредитов для их предпринимательской деятельности.
На заседании заслушана информация председателя Республиканской комиссии по системному решению проблем и социальной поддержке женщин К.Рафикова.
Отмечалось, что в январе-мае текущего года 430 275 (99,4 %) женщинам, включенным в «женскую тетрадь», оказана практическая помощь. В частности, оказано содействие 251 363 безработным женщинам, нуждающимся в социальной защите в получении постоянного источника дохода.
Повышены навыки предпринимательства 66 660 женщин, изъявивших желание заняться предпринимательством, им выделены кредиты на сумму 830 млрд 37 млн сумов.
4 065 женщинам, проживающим в нежилых помещениях и не имеющим жилья на имени своих или совместно проживающих членов семьи, выплачены компенсации за аренду в размере 8 млрд 635 млн сумов, 4 769 женщин обеспечены льготным доступным жильем.
За счет средств Фонда «женской тетради», Фонда «Доброта и поддержка», а также спонсорских и других источников оказана материальная помощь 36 697 нуждающимся женщинам, потерявшим кормильца, в размере 27 млрд 572 млн сумов, 29 040 женщинам-инвалидам и нуждающимся в посторонней помощи – в размере 21 млрд 58 млн сумов, 8 103 одиноким женщинам, имеющим на иждивении детей-инвалидов, – в размере 6 млрд 959 млн сумов.
В целях снижения онкологических заболеваний 300 893 женщин вакцинированы против вируса папилломы человека. 4 миллиона 13 тысяч женщин детородного возраста прошли углубленный медосмотр.
Для женщин, включенных в «женскую тетрадь» организованы туры по стране под девизом «Страна, где уважаются женщины».
Благодаря оказанию соответствующей практической помощи женщинам, включенным в «женскую тетрадь», и решению их проблем до сегодняшнего дня на основании решений сессий районных и городских Кенгашей народных депутатов 357 998 женщин исключены из «женской тетради».
На заседании наряду с проделанной работой критически обсуждены и некоторые недостатки, допущенные в сфере устранения социально-экономических проблем.
Отмечалось, что не во всех регионах одинаково ответственно подходят к вопросам социальной поддержки населения. Проявляется равнодушие и вялость к эффективному использованию имеющихся возможностей. Подчеркивалась необходимость обеспечения эффективного функционирования вертикальной системы министерств и ведомств, усиления взаимодействия между ответственными ведомствами и организациями.
Кроме того, отмечалось, что местными Кенгашами допущены недостатки в работе с «железной тетрадью», «молодёжной тетрадью», «женской тетрадью».
Подчеркивалось также недостаточное информирование населения, особенно социально незащищенных слоев населения, в том числе женщин о созданных возможностях и льготах, в связи с этим работе в этом направлении предусматрено уделить особое внимание.
Сенаторы высказали свое мнение относительно дальнейшего усиления мер, направленных на повышение общественно-политической, экономической активности женщин в обществе, защиты их прав и интересов, поддержки предпринимательства, обеспечения занятости, дальнейшего улучшения семейных отношений.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы обсудили вопрос об изменении границ Аккурганского, Ахангаранского, Бекабадского, Бостанлыкского, Букинского, Зангиатинского, Юкоричирчикского, Кибрайского, Паркентского, Пскентского, Уртачирчикского, Янгиюльского районов и городов Алмалык, Чирчик, Ангрен, Янгиюль, Бекабад Ташкентской области.
Отмечалось, что сегодня несколько районов и городов Ташкентской области, в том числе города Ангрен и Бекабад, а также Кибрайский и Пскентский районы имеют «анклавные» территории, расположенные в других районах и городах.
Такое обстоятельство создает проблемы при эффективной организации борьбы с преступностью и правонарушениями, осуществлении социального обеспечения населения и сотрудничества с государственными органами, а также контроля за получением образования несовершеннолетними и привлечении их к участию в массовых мероприятиях районного (городского) уровня и других процессах.
Лишь один пример. Дети жителей махалли «Истикбол» в Бекабадском районе посещают школу, расположенную на территории махалли «Янги хаёт» в городе Бекабаде, сами жители направляются на лечение в центральную больницу города Бекабада. Все коммунальные услуги оказываются городскими организациями.
Кроме того, жителям поселка «Красногорск» города Ангрена коммунальные услуги, в частности электроснабжение, питьевое водоснабжение, газоснабжение, а также банковские услуги предоставляются организациями Паркентского района. Жители поселка «Красногорск» для лечения также посещают центральную больницу, расположенную в Паркентском районе.
Все это создает различные трудности в жизни жителей этих районов.
В связи с этим, на основании Конституции Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан» предлагается изменить границы вышеуказанных районов и городов Ташкентской области. Общая площадь земель изменяемых границ районов и городов составляет 17 359,1 га, из которых 10 084,8 га – сельскохозяйственные земли.
Регулирование границ административно-территориальных единиц Ташкентской области способствует ликвидации территорий-анклавов и дальнейшему упрощению управления территориями органами государственной власти на местах, а также социально-экономическому развитию административно-территориальных единиц.
Определение территорий Ташкентской области, где необходимо развивать города в 2021-2030 годах, реализация инвестиционных проектов, строительство новых жилых массивов будут способствовать удовлетворению потребностей растущего населения городов.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее обсуждены результаты изучения решения Каршинского районного Кенгаша народных депутатов от 16 апреля 2020 года № 34/06-06 «О работе, проводимой в районе в целях эффективного использования дехканскими и фермерскими хозяйствами земельных участков, дальнейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции, дальнейшего улучшения финансового положения фермеров».
Как выяснилось, в соответствии с решением хокима Каршинского района № Х-1749/02 от 13 февраля 2019 года для создания фермерского хозяйства гражданину Д. Элмуродову 10,1 га земли было выделено в аренду на 49 лет.
Однако в нарушение ряда действующих законодательных актов было принято решение Каршинского районного Кенгаша народных депутатов от 16 апреля 2020 года № 34/06-06.
Так, решением Каршинского районного Кенгаша народных депутатов от 16 апреля 2020 года № 34/06-06 был незаконно расторгнут прекращен договор аренды земли, заключенный с Элмуродовым Дилшодом (фермерское хозяйство «Боги обод агро») и еще 16 дехканскими и фермерскими хозяйствами.
Хотя в соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса договор может быть изменен и расторгнут по соглашению сторон.
Кроме того, согласно статье 24 Земельного кодекса и статье 13 Закона «О фермерском хозяйстве» досрочное расторжение договора аренды земельных участков производится по соглашению сторон, а при недостижении такого соглашения – по решению суда.
Наряду с этим, хотя статьей 9 Закона «Об административных процедурах» установлено, что административный орган обязан предоставить заинтересованному лицу возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия административного акта, участие руководителей дехканских и фермерских хозяйств в принятии решений не обеспечено, и им не предоставляется возможность высказать свое мнение по данному факту.
В соответствии со статьей 19 настоящего Закона несоответствие принципам административной процедуры влечет за собой отмену или пересмотр административных документов и административных действий.
С учетом вышеизложенного принято постановление Сената Олий Мажлиса об отмене решения Каршинского районного Кенгаша народных депутатов.
Сенаторы обсудили вопрос направления парламентского запроса в Кабинет Министров о принимаемых мерах по развитию сферы донорства крови и ее компонентов.
На заседании отмечалось, что Комитетом по вопросам науки, образования и здравоохранения изучено состояние исполнения законодательства о донорстве крови и ее компонентов в регионах и, исходя из имеющихся проблем, внесено предложение о направлении в Правительство парламентского запроса.
Сегодня служба переливания крови в системе здравоохранения состоит из Республиканского центра переливания крови, Научно-производственного предприятия «Препараты крови» в г. Ташкенте, станции переливания крови Республики Каракалпакстан и 12 областных станций переливания крови, 2 учреждений станции переливания крови республиканского подчинения и 196 отделений переливания крови (банков крови).
Республиканским центром переливания крови за счет внебюджетных средств в размере 500 млрд сумов приобретено и установлено необходимое оборудование для отделения по производству препаратов крови.
Вместе с тем, сенаторами особо подчеркивалось, что в условиях пандемии, которая вызывает беспокойство мирового сообщества, практика разработки месторождений, создания запасов крови в стране находится не на должном уровне.
Отмечалось о необходимости разработки Концепции по развитию донорства крови и ее компонентов в целях пропаганды здорового образа жизни, совершенствовании государственной политики в области донорства крови и ее компонентов, налаживании системной работы по улучшению материально-технического состояния учреждений переливания крови, внедрении информационных технологий в сферу, цифровизации для обмена информацией о донорах и резерве крови, увеличении запасов крови мобильными бригадами на территории республики, обеспечении учреждений переливания крови передвижными донорскими комплексами.
Внимание акцентировано налаживания работы по подготовке специалистов по регулярному осмотру и ремонту оборудования для подготовки компонентов крови в центрах переливания крови, развитию движения активистов (волонтёров) по пропаганде добровольного и безвозмездного донорства, внедрению современных передовых технологий в целях безопасного и эффективного использования донорства крови и ее компонентов, налаживанию исследования современными методами (через аппарат ПЦР) донорской крови на гемотрансмиссивные инфекции (ВИЧ, гепатит В, С).
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем рассмотрен вопрос о направлении в Кабинет Министров Республики Узбекистан парламентского запроса о влиянии на окружающую среду и здоровье населения проблем и недостатков, возникающих на канализационных очистных сооружениях.
Отмечено, что на местах изучена работа очистных сооружений. На сегодняшний день 5,6 млн жителей страны (17 %) обеспечены услугами по очистке сточных вод, необходимо отремонтировать 49 (84 %) из 58 крупных очистных сооружений в регионах, 1,9 тысячи км (22 %) из 8,6 тысячи км сетей сточных вод.
Эти сооружения специализированы на выполнении функции очистки в три этапа – механической, биологической и химической очистки, в то время как большинство сооружений выполняют только работу по механической очистке.
Кроме того установлено, что сегодня очистные сооружения города Ташкента «Салар», «Бозсув», «Бектемир» и города Термез Сурхандарьинской области требуют ремонта.
Вместе с тем, выяснилось, что местные очистные сооружения сбрасывают в канализационные сети сточные воды без соответствующей очистки.
Из-за того, что очистные сооружения во всех областях республики требует ремонта, не хватает квалифицированных кадров и оборудование изношено, сточные воды сбрасываются без обезвреживания в близлежащие к сооружению реки и ручьи.
По итогам обсуждения данного вопроса принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
После этого обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан, о работе, проводимой по достижению целей создания инфраструктуры, содействия индустриализации и инновациям, предусмотренным в Национальных целях и задачах в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Отмечалось, что проведена определенная работа в данном направлении.
В частности, в целях дальнейшего ускорения управления деятельностью предприятий с государственным участием на основе рыночных механизмов принят Указ Президента Республики Узбекистан от 27 октября 2020 года № 6096. На сегодняшний день 247 из 541 предприятия с государственной долей выставлены на продажу на сумму 2,3 трлн сумов, 96 проданы на сумму 411,6 млрд сумов.
6 крупных государственных предприятий, находящихся в ведении Государственного комитета геологии, преобразованы в акционерные общества, в состав их наблюдательных советов в качестве независимых членов привлечены 6 квалифицированных зарубежных экспертов.
Заключены кредитные договоры на сумму 400 млн долларов США по геологоразведочным работам, а также соглашения с международными банками о выделении синдицированного кредита на сумму 900 млн долларов США.
В результате проведенной инвентаризации относительно вовлечения в производство пустующих и неиспользуемых производственных мощностей (объектов) выявлено 27 675 объектов, из категории пустующих выведены 1215 объектов, определены меры по дальнейшему эффективному использованию в будущем 1146 объектов, а также приняты меры по эффективному использованию 744 новых объектов.
В целях повышения уровня внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий на предприятиях топливно-энергетической и горно-металлургической промышленности, снижения технологических перегрузок постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № ПП-4779 утверждена «Дорожная карта» и определены меры по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2016 года № ПП-2692 утверждены целевые параметры сокращения производственных расходов в разрезе предприятий отраслей промышленности на 2017-2021 годы.
В целях обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей проведена системная работа, за истекший период на территории республики обновлены и реконструированы 25 тыс. км линий электропередач и более 8 тыс. трансформаторных пунктов, благодаря чему улучшено электроснабжение квартир более 1,7 млн населения.
В целях увеличения количества научных исследований, направленных на повышение технологического потенциала отраслей экономики, создания благоприятных условий для инновационной деятельности разработана «Дорожная карта» по коммерциализации научных разработок научных организаций Академии наук в соответствующих направлениях.
Благодаря принимаемым мерам по диверсификации промышленного производства и увеличению переработки в сырьевых отраслях, поддержке привлечения инноваций и разработок среднегодовой темп роста валовой добавленной стоимости в промышленности в 2010-2020 годах составил 105,5 %, по отраслям экономики – 106,3 %.
В целях ускорения цифровизации, модернизации и диверсификации промышленности, создания условий для развития частного сектора, широкого внедрения в отрасли рыночных механизмов, эффективного использования научных достижений разработана Стратегия развития промышленности до 2030 года.
Обеспечена реализация крупных инвестиционных проектов в сфере для развития телекоммуникационной инфраструктуры, которая способствует развитию информационно-коммуникационных технологий и расширению масштабов цифровизации экономики.
Протяженность оптико-волоконных линий связи составляет 81 тыс. км, до конца текущего года планируется довести ее протяженность до 118,6 тыс. км.
До сегодняшнего дня установлено 1,7 млн портов для подключения к широкополосному Интернету, к концу 2021 года общее их количество планируется довести до 3,9 миллионов.
В рамках обеспечения объектов социальной сферы высокоскоростным Интернетом создана возможность подключения к высокоскоростной сети Интернет 9 347 организаций народного образования, 5 625 дошкольных образовательных организаций и 3 401 объекта здравоохранения.
Кроме того, за счет резкого увеличения технических мощностей операторов и провайдеров для предоставления услуг Интернета тарифы на аренду каналов связи стали дешевле в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а тарифы на услуги Интернета в течение 2020 года – на 29 процентов.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
На пленарном заседании сенаторами принято постановление об утверждении утверждении Указа Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2021 года № УП–6240 «О кардинальном совершенствовании государственного управления в области технического регулирования».
Кроме того, приняты постановления о внесении изменения в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.
На этом первый день работы шестнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Источник: senat.uz