- 6
- Дек
В Самарканде обсуждается ход реализации международных документов по образованию в области прав человека
ТАШКЕНТ, 5 декабря. /ИА «Дунё»/. В Самарканде продолжает свою работу Глобальный форум «Образование в области прав человека», сообщает корреспондент ИА «Дунё».
По информации пресс-службы Национального центра Узбекистана по правам человека, первый день пленарного заседания Глобального форума «Образование в области прав человека», начавшего сегодня свою работу в Самарканде, был посвящен обсуждению хода реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы образования в области прав человека с 2005 года
Участники подробно обсудили принципы и подходы обеспечения эффективного обучения правам человека. Также с учетом современных проблем были проанализированы развитие технологий в области образования по правам человека в разных регионах мира и достижения, уроки и выводы в этой сфере.
Модератором первой сессии, посвященной глобальному подходу к этой теме, выступил исполняющий обязанности Регионального представителя Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии Фабио Пиана.
В контексте реформ, связанных с созданием Нового Узбекистана, в нашей стране признается принцип, что «самой главной ценностью является человек, его права, свободы, особенно его личность». В связи с этим действовавший годами принцип «государство-общество-человек» в стратегии развития Нового Узбекистана был заменен на принцип «человек-общество-государство».
Образование в области прав человека является одним из приоритетов государственной политики по формированию культуры прав человека в Узбекистане. Это наглядно подтверждается принятием Олий Мажлисом в 2019 году Национальной программы действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке кадров в области прав человека, а также тем, что «Дорожная карта» по реализации настоящей Национальной программы действий была полностью завершена к декабрю 2021 года.
Также в рамках Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека определена задача по внедрению учебных курсов по правам человека для высших учебных заведений. Работа в этом направлении последовательно продолжается.
В соответствии с указом Президента Узбекистана от 7 июня 2021 года в стране создана Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека. В то же время с участием членов Национальной комиссии был разработан проект Национальной образовательной программы в области прав человека.
В ходе первого пленарного заседания координатор отдела образования и подготовки в области прав человека УВКПЧ ООН Елена Ипполити проанализировала состояние реализации инициатив ООН по образованию в области прав человека в глобальном масштабе. С докладом о достижениях, существующих проблемах и перспективах в реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека выступил Генеральный секретарь Национальной комиссии по правам человека Индии Девендра Кумар Сингх.
Младший сотрудник отдела образования и подготовки в области прав человека УВКПЧ ООН Паулина Тандионо презентовала ход реализации Четвертого этапа (2020–2024) Всемирной программы образования в области прав человека.
На следующей сессии Глобального форума были рассмотрены региональные подходы к образованию в области прав человека. Сессию модерировал первый заместитель директора Национального центра Узбекистана по правам человека Мирзатилло Тиллабоев.
В ходе сессии президент и исполнительный директор Американских советов по международному образованию Дэвид Паттон рассмотрел расширение доступа к международному образованию и усиление его влияния.
Европейский подход к образованию в области прав человека стал темой онлайн выступления руководителя отдела обучения по вопросам правосудия и прав человека Совета Европы Евы Пастрана, а председатель Независимой постоянной комиссии по правам человека при Организации исламского сотрудничества Ходжи Али Ачикгюль высказался о подходах данной международной организации к образованию в области прав человека.
Также ведущий исследователь Азиатско-Тихоокеанского информационного центра по правам человека (HURIGHTS OSAKA) Джефферсон Плантилла рассказал в онлайн режиме об основных практиках в этом регионе в сфере образование по правам человека.
Председатель Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев интерпретировал основные документы ООН в области прав человека с точки зрения современности.
Кроме того, в первый день Глобального форума были проведены параллельные сессии в разных залах на тему «Принципы и подходы формального образования по правам человека на глобальном, региональном и национальном уровнях». С учетом развития технологий, интернет-ресурсов и быстро меняющегося геополитического ландшафта мира были обсуждены лучшие практики, инновационные, гендерные и инклюзивные подходы к формальному и неформальному образованию в области прав человека, а также представлены новые инициативы в этом направлении.
В частности, на 1-й параллельной сессии были проанализированы принципы образования в области прав человека для детей и молодежи: принципы, подходы и современные вызовы. Эксперты сосредоточились на обсуждении влияния современных технологий, Интернета и быстро меняющегося геополитического ландшафта мира на молодое поколение.
Каковы современные принципы образования в области прав человека в высших учебных заведениях? В ходе 2-й параллельной сессии участники глобального форума сосредоточились на этой теме, сделав акцент на особенностях, связанных с пандемией коронавируса, развитием технологий, Интернет-ресурсами, геополитикой.
На 3-м параллельном заседании обсуждался вопрос предоставления образования в области прав человека для представителей юридических профессий – специалистов судов, правоохранительных органов, адвокатуры. Был представлен опыт существующих принципов и подходов в этом отношении в разных странах мира.
Работа 4-й параллельной сессии была посвящена обеспечению неформального образования в области прав человека для гражданского общества. Была подчеркнута необходимость учета таких аспектов, как гендерное равенство, инклюзия и миграция.
Спикеры всех параллельных сессий открыто делились своим опытом использования онлайн- и офлайн-методов обучения, а также достигнутыми результатами и извлеченными уроками во время пандемии COVID-19. По результатам обсуждения группами были разработаны рекомендации для включения их в итоговый документ глобального форума «Самаркандский план действий по развитию образования в области прав человека (2023-2025 годы)».